Зачем музыка ребенку? Сейчас уже не до полемики...

© Т.Тютюнникова 

Зачем нужна ребенку музыка?
Мир все время меняется, меняются наши знания о человеке, ребенке, образовании, жизни. В последнее время усилиями огромного количества практикующих педагогов и целой семьи ученых удалось заглянуть в щелочку заповедной страны «Детство». Ученые подтверждают по крупицам то, что давно знали великие педагоги и прозревали великие ученые. В этой статье мы попробуем  построить новое основание из известных кирпичиков для начального музыкального обучения. Главный пафос этого подхода — «исходя из ребенка» и понимая закономерности музыкальной методики как собрание идей, подсказанных мировой историей развития музыкального мышления. Как музыка живет в человеке,  где рождается, зачем ему нужна — это совсем не праздные вопросы для педагога. Как учится ребенок, что предпочитает и почему — это тоже ряд вопросов, ответы на которые прямо влияют на эффективную работу музыкального  педагога. 
Чтобы ответить себе на них, надо соединить вместе очень простые знания, как бы «сварить новый суп» в своей голове. Этот "суп" и есть НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СУТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
***
Музыка — это НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК! Она говорит звуковыми символами, смысл которых понятен без слов. Музыка это искусство, которое дает возможность человеку узнавать мир еще на одном языке — уникальном языке эмоций и обобщенных смыслов, которые заключены в звуки. Ребенок учится понимать жизнь через музыку в аспекте удивительной и необъяснимой красоты. Мы даже не задумываемся, что Мир музыки это гигантский Космос, сравнимый только с космосом настоящим, и в нем у детей есть своя музыкальная планета. 
Дети, которые ежедневно нажимают кнопки на компьютере, нуждаются в упражнениях для души и собственных творческих проявления так же сильно, как и в обычной пище.
Ребенок на занятиях музыкой  учится понимать  и осознавать, что основой любого творчества является ИДЕЯ, и она может быть выражена не только с помощью слов, но и с помощью звуков.
Среди множества известных функций музыки человек для себя чаще всего актуализирует гедонистическую и коммуникативную (удовольствие и общение). Ни с чем несравнимое удовольствие от общения и удовольствие от музицирования дает человеку ощущение счастья. Счастье, удовольствие,  чистая радость бытия, — чувства, которые одинаково свойственны самому детству и состояниям во время участия в коллективном музицировании.
Музыка через эмоции дает возможность любому, даже маленькому ребенку, пережить столь редкое и целительное чувство, как катарсис, ощутить через него благоговение перед красотой и совершенством окружающего мира. И неважно при этом, какая музыка вызовет это чувство: великая симфония или игра на колокольчике. 

Познание своего внутреннего мира  и самого себя сегодня признается психологами как важнейшая задача, ведущая нас к самореализации. Музыка позволяет человеку общаться с самим собой, учиться понимать себя и других, поэтому в ряду других образовательных занятий должна быть признана наиважнейшим. 
Знания о выгодах и уникальных шансах, которые дает музыка развивающемуся ребенку побуждает думать о ней и прагматически, измерять ее также мерой утилитарности, а не только высокой духовности. И новые интегрированные науки помогут нам в этом:  нейробиология и психолингвистика.
Важнейший, уже сейчас имеющийся результат нейрологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет несколько разных отделов, ответственных за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности — часть биологического наследия человека. И именно поэтому нет необходимости  продолжать эксплуатировать идею об украшательских функциях музыкальности. «Начать использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется» — эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий с младенцами и малышами, в том числе таких как «Эффект Моцарта» Д. Кэмпбела, «Развитие врожденных способностей» Ш. Сузуки.
Не останавливаясь подробно на всех «выгодах», которые дарит музыка развивающемуся ребенку, скажем о них кратко. 
Так, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая координацию сенсорных систем (слышу-вижу-ощущаю), познавательных, мотивационных систем, а также систем, ответственных за движение, память. 
Музыкальное обучение пению по релятивной системе З. Кодаи повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представлении успехи в изучении математики. 
Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением задач активирует аналитические отделы мозга. 
В переработке музыкальной информации участвуют, височные, лобные доли мозга, подкорковые структуры и другие многочисленные области, обычно задействованные в других формах мозговой деятельности! Мозг бывает включен полностью, когда человек музицирует.
«Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а значит, активен весь человек» (Weinberger). 
В завершении своей статьи этот известный на весь мир ученый пишет: «Есть ли на свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования? Нет! Музыку сравнить не с чем». Именно поэтому творческое обучение посредством музыки нам кажется сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой. (Weinberger 1998). 

Интересно в связи с этим вспомнить, что Э. Жак-Далькроз считал, свой знаменитый курс эвритмии одинаково предназначенным для двух целей: обучению музыке и обучению посредством музыки. Он воплощал в ней идею самосовершенствования через музицирование: разработанная им система упражнений под музыку была направлена на эффективное функционирование человеческого организма в обычной жизни, так как Жак-Далькроз считал, что ни одно из искусств так тесно и близко, как музыка, не связано с ней. С ним полностью согласен был Карл Орф, который считал музыкальные занятия необходимыми для развития хорошего человека.
Много научных открытий существует о лонгитюдных влияниях музыкальных занятий на жизнь и здоровье взрослых. 
Вибрационная природа музыки создает язык, который понимают особым образом, прежде всего наш мозг и тело Звуки музыки веками использовались для целительства и трансформации. Мы только недавно стали понимать воздействие звуков и музыки на мозг его работу.
Музыка продлевает молодость мозга! Ученые удивили всех выводом, что по скорости реакций мозг пожилых музыкантов не только значительно превосходит мозг их  ровесников, но и сравним с реакциями молодых людей, никогда не занимавшихся музыкой! В мире становится все больше пожилых людей, которые начинают заниматься музыкой, стремясь сохранить здоровье и молодость головного мозга. 
Изучение нейрологического воздействия музыкальных тонов и созвучий показало, что мозг способен изменять длину активность и активность мозговых волн, реагируя на темп и характер музыки. Например, при прослушивании пьесы в темпе Lento мозг переходит к функционированию в режиме альфа-волн ( состояние легкого расслабления). 

Во время комплексных исследований ученые сканировали головной мозг людей, испытавающих блаженство и удовольствие во время прослушивания музыки. При этом было  выявлено, что музыка вызывала активизацию тех же центров удовольствия, которые активизируются также в состоянии эмоционального и духовного подъема, в переживания чувства любви, радостного энтузиазма. Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую природу и опосредовано функциональной организацией мозга.
Современные ученые нейробилоги высказали предположение, что ребенок рождается с предустановленными программами в мозгу для восприятия речи и изучения языков. Видимо, и музыки тоже! Возможность увидеть внутриутробное развитие человека подтверждает, что ребенок реагирует на музыку, особенно пение матери, еще не родившись.  Груднички 2-3 месяцев активно и выражено реагируют на музыку, пытаясь ее понять всем телом, ловя звуки даже ртом. Музыка — уникальный невербальный язык, для понимания которого не нужны слова!
Многим педагогам известно из собственной практики, как легко дети 2- 3-х лет различают контрастные выразительные средства, такие как «громко-тихо», «весело-грустно», «низко-высоко». Они безошибочно реагирует на  них в музыке. Конечно, это понимание во многом связано с речевым и бытовым опытом ребенка, но работа синестезии всех видов опыта при музыкальном восприятии, без всякого специального, научения поражает воображение наблюдательных педагогов.


Сейчас известно, что в головном мозге человека нет одного специализированного центра, ответственного за восприятие музыки. В ее переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу. В том числе, и те, которые отвечают за понимание речи, математические вычисления, пространственные ощущения и т.д. Размер активности этих зон зависят от личного музыкального опыта человека. Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией сразу нескольких зон за пределами чисто слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный, эмоциональный, пространственный, двигательный и  речевой опыты человека! 
Похоже, что мы вплотную приблизились к пониманию идеи Карла Орфа: «Музыка ребенку нужна не сама  по себе, она нужна для воспитания хорошего и счастливого человека»! 
Знания о возможностях музыки «влиять» и «открывать» не может оставить равнодушным ни одного педагога. Кажется, пришел конец «украшательскому», концертно-фестивальному пониманию музыкального воспитания! Путь, открывшийся нам, неизбежен…Кто первым отважится по нему идти, несмотря на все  «но», окажется в стране профессионального успеха и счастья!
 
P.S.  Большинство идей, высказанных здесь, являются частью моей докторской диссертации. Полный текст ее опубликован в книге «Видеть музыку и танцевать стихи», издательством УРСС. Монография много раз переиздавалась,   ее сегодня можно купить в интернет-магазине издательства.

Другие интересные темы