Орф- педагогика и дефектология.

                                                                                     

"Как я понимаю орф-педагогику и зачем она мне нужна в моей профессиональной деятельности?"

Работая учителем-дефектологом более 20 лет я пришла к выводу, что традиционные методы обучения и воспитания не всегда являются достаточными для всестороннего развития детей. Каждый заинтересованный педагог ищет для себя новые, более эффективные пути взаимодействия с детьми, позволяющие максимально скорректировать или развить «проблемные» зоны тормозящие восприятие предлагаемого материала. 

      Испробовав множество методик, наиболее эффективной оказались техники нейрокоррекции, позволяющие создать основу для успешного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями речи и расстройствами поведения. 

      Но к сожалению, исходя из особенностей развития детей с ОВЗ, часто и методы нейрокоррекции бывают не всегда эффективны. Это обуславливается низкой познавательной активностью дошкольников, их эмоциональной лабильностью, недостаточной концентрацией внимания, низкой переключаемостью с одного вида деятельности на другой и неразвитой памятью.  

     Исходя из особенностей контингента детей, мне было необходимо подобрать для себя методики, различные приемы обучения и воспитания позволяющие максимально привлечь внимание детей, заинтересовать и сконцентрировать детей на восприятии материала на длительное время.

      Мощным стимулом для развития восприятия, внимания и эмоционального статуса ребенка является музыка! Но так как я не являюсь музыкальным руководителем и мои задачи как учителя дефектолога – это формирование знаний об окружающем мире, социализация детей и адаптация их в социум, то и музыка должно использоваться мною как элемент всестороннего развития личности ребенка. Именно в достижении поставленных мною целей помогает орф – педагогика, которая позволяет развить ребенка на основе связи музыки, движения и речи. Что самое важное элементы орф – педагогики позволяют развить ритм, почувствовать ребенку свое тело, скоординировать движение и соотнести их с музыкальным сопровождением, развивают общую и мелкую моторику рук. А умение воспроизводить ритмический рисунок с помощью простых музыкальных инструментов вызывает у детей огромный эмоциональный отклик и дальнейшее желание взаимодействовать с педагогом.

    В своей практической деятельности я не имею возможности использовать орф – педагогику как систему отдельных занятий, но элементы использую в непосредственной образовательной деятельности, для переключения детей с одного вида деятельности на другой. Перед занятиями, для стимуляции психических процессов и подготовки детей к восприятию предлагаемого материала. Между занятиями учебного цикла, как элемент расслабления или наоборот активизации психических процессов. Так же в индивидуальной работе или совместной деятельности с детьми.

   Например разучивание ритмических рисунков или элементы сенсорной интеграции с музыкальным сопровождением очень хорошо использовать на индивидуальных занятиях для детей с ДВГ, так ка этот вариант взаимодействия педагога и ребенка позволяет ненавязчиво регулировать процессы возбуждения и торможения. Правильно подобранная музыка, позволяет ребенку притормозить процессы возбуждения и выполнить предложенные ему задания с максимальной концентрацией внимания, а периодическая смена музыкальных инструментов помогает поддерживать интерес ребенка и добиваться результата при выполнении заданий.     

    В логопедической практике я использую элементы биоэнергопластики – совместное взаимодействие движения рук и языка, позволяющее синхронизировать работу органов артикудяционного аппарата и движения кисти рук.  Для разнообразия работы и для поддержки интереса со стороны воспитанников я при выполнении артикуляционных упражнений добавляю музыку с ярко выраженным ритмическим рисунком и тем самым опять же включаю элементы орф  - педагогики, такие как звучащие жесты.

   При разучивание стихов использую заранее выученные кинезиологические  упражнения и я совместно с детьми выполняю их в определенном заданном ритме, с переключением с одного упражнения на другое. Часто в своей практике использую кинезиологические упражнения с музыкальным сопровождением, тем самым стимулируя межполушарное взаимодействие, умение слушать ритм и переключаться с одного движения на другое исходя из предлагаемого ритмического рисунка.

   Результаты систематического применения различных техник нейрокоррекции и элементов орф – педагогики позволяют достичь  положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ. А именно – развитие  артикуляционной и пальчиковой моторики, развития когнетивных функций, чувства ритма, ориентировки в пространстве, стабилизации эмоционального восприятия и отзывчивости на предложенный вид деятельности. Значительно облегчает постановку и введения звуков в речь. Обеспечивает успешность ребенка и желания взаимодействовать с педагогом в игровой форме. 

Никитина  Н. С. , учитель- дефектолог

  

                       

 

   

    

 

  

                

Другие интересные темы