Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Княгинина Татьяна Анатольевна. В недавнем прошлом я музыкальный руководитель, а сейчас педагог дополнительного образования. Обучают детей игре на фортепиано, вокалу, а также веду Орф кружок.
И я, по предложению Татьяны Эдуардовны хотела бы поделиться с вами размышлениями на тему: " Что для меня Орф педагогика?"
В далёком девяносто девятом году я, студентка четвёртого курса музыкально-педагогического колледжа, устроилась на работу в самый обычный государственный детский сад. Воодушевлённая, преисполненная мечтаний о том, как я буду учить детей петь, танцевать, слушать музыку..."Сколько всего смогу я им показать и рассказать прекрасного"- думала я 5 ноября, приступая к обязанностям.
Но через несколько дней старший воспитатель окатила меня холодным душем из вопросов: " А какие у нас сценарии к Новому году? А кто будет Дед Мороз? Какие нужны костюмы? и так далее... В этот момент я осознала, что в работе музыкального руководителя, помимо музыкального воспитания, присутствует целый пласт работы по подготовке и проведению праздничных мероприятий, который в некоторых садах практически полностью затмевает процесс того самого музыкального воспитания.
И следующие несколько лет я была озадачена тем, как бы мне эти два пласта работы объединить, да ещё и упаковать всё это в интересную игровую форму? И вот тут, к большому счастью, на моём творческом пути появилась Орф педагогика в лице Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой. Как сейчас помню тот первый семинар 2007 или восьмого года, на котором мой мир перевернулся. Одно из открытий, что на ковре тоже может быть жизнь! Нас ведь как учили, что дети непременно должны сидеть на стульчиках, ровно выстроенных, иначе занятию никак не состоятся! А тут все уселись на ковёр и хочешь музыку слушай, хочешь на инструментах играй, а хочешь просто разговаривай! Ягодки- шейкеры помню, как увидела, так и не смогла забыть ( а интернет тогда был развит не так мощно, как сегодня) И тут летом в отпуске на даче захожу я в местный магазин, а там они...ягодки!!! Скупила я всё, что было и потом ещё пару лет при случае забирала всю ягодную продукцию, накопив тем самым целую корзину весёлых атрибутов, которые кстати использую по сей день.
Короче говоря, произвёл тот семинар на меня неизгладимое впечатление! И пазл, который долгое время не собирался, наконец сошёлся! Появилось понимание, как соединить те самые два пласта, музыкальное воспитание и подготовку к праздникам. Конечно не сразу всё получилось, но сам процесс работы стал интереснее и мне, и, что самое важное, детям! Орф- подход открыл возможности для увлекательного общения, так сказать "повёрнутого" к детям. Я стала по-другому говорить с ребятами, задавать им вопросы о насущном для них, а не о том только, что мне нужно, чтобы перейти к очередной части занятия. Орф-педагогка научила выстраивать ту самую дидактическую цепочку от простого к сложному, позволила любой репертуар преподнести детям "вкусно" и привлекательно! Мне такой ход мысли понравился и я продолжила обучение у Татьяны Эдуардовны и других педагогов. И для меня открылись новые позитивные возможности этого подхода. Например, принцип природосообразности, воспетый когда-то Яном Амосом Каменским и которым очень часто пренебрегает современной педагогика, для Орф истории является исходной точкой. Ведь согласитесь, невозможно выучить то, что тебе непонятно, не нужно, не близко...Заучить можно, а вот выучить (если понимать этот процесс не только как запоминание, а всё же некое личное проживание) это маловероятно. И в этом смысле Орф репертуар, который предлагается к работе, как раз очень понятен и близок детям, он редко бывает объёмным и продолжительным (по крайней мере на первых этапах), в нём есть юмор такой понятный малышам и очень имя любимый. Ещё я бы отметила отсутствие пафоса и излишней серьёзности, которые детям как раз не присущи.
Ещё один вопрос, который решает Орф педагогика, на мой взгляд, это создание возможностей при наличии условий. Что я имею в виду? Очень часто в жизни мы имеем потрясающие условия, но по каким-то причинам лишены возможностей ими воспользоваться. В такой же ситуации часто оказываются наши дети. Во многих садах Москвы (не буду утверждать про регионы, но думаю там тоже это есть) стоит фортепиано (часто акустическое), набор музыкальных инструментов, приобретённых ещё при комплектовании учреждения, два занятия в неделю по музыкальному воспитанию, музыкальный зал, наконец, где мы можем танцевать и свободно двигаться. Это всё прекрасные условия, которые могли бы полностью удовлетворить потребность детей в музицировании, свободном творчестве и исполнительстве. Но зачастую мне приходилось наблюдать закрытое фортепиано на занятиях, а вместо него фонограмма, убранные на полку и покрытые толстым слоем пыли музыкальные инструменты. И повсеместно "осаживание" детей при попытке спеть немного иначе или станцевать не той ногой.
Причин таких явлений несколько, некоторые, возможно, не зависят от музыкальных руководителей. Но мне помогла справиться с этим перекосом именно Орф- педагогика, которая всегда на стороне детей, независимо от обстоятельств!
Ребёнок хочет петь иначе - прекрасно! Пусть поет, за одно оценим его данные и голосовые возможности (что-то может сразу удастся подправить). Малыш выполняет движение иначе- здорово! А как ещё можно? спросить у остальных детей. И вот он такой долгожданный момент детского творчества, к которому так все стремятся. А потом из всех вариантов выбрать то, что больше нравится детям и это будет уже их выбор, а при этом и часть ответственности, которую они возьмут за исполнение на себя!
Педагогу сложно доставать и убирать музыкальные инструменты? Так попросим помочь детей, они сделают это с огромной радостью. И, если инструменты часто у них в доступе, то по моим наблюдениям и обращаются они с ними более аккуратно. В любом случае я считаю, что тревожность за сохранность инструментов не повод на них вовсе не играть!
Ну и в заключении ещё одно наблюдение. Все мы знаем, что в нашем организме присутствуют два полушария: одно, грубо говоря отвечает за функциональную сферу, другое - за эмоциональную. Я бы ещё к современности добавила гаджет, как третее полушарие, которое безусловно влияет на восприятие окружающего мира. И все мы стремимся к некоему баллансу в их работе. Так вот уже в далёкие девяностые годы, когда я училась в колледже, на часах по психологии и педагогике нам рассказывали о двух подходах. Первый - это деятельностный, наиболее известным представителем которого был Алексей Николаевич Леонтьев. А
второй подход Льва Семёновича Выготского, который говорил что окружающую среду, природу, мир мы воспринимаем только через переживание. И вот нам, студентам, задавали вопрос: " Кто же из них прав?" И после дискуссии мы приходили к общему мнению, что оба! И подход самый лучший системно-деятельностный, воспетый современными ФГОСами. Но, к сожалению, несмотря на все дебаты, наши педагогика, на мой взгляд, "застряла" в деятельностном подходе. Нам важно ЧТО и зачастую неважно КАК!
А ведь очень часто мы задумываем деятельность для одного переживания, а на выходе получаем точно обратное действие. Ну вот праздник, например, в детском саду. Основная цель - доставить детям удовольствие ( по крайней мере так часто пишут в шапках с целями и задачами). А что на деле? При подготовке в некоторых учреждениях пренебрегают прогулкой, обедом, сном. Только бы получить результат! И...получают, например, идеально выученный танец пяти-шести детей, которые регулярно ходят в сад. Что в момент исполнения испытывают остальные 25? Вряд ли удовольствие или восхищение, так как они уже неоднократно видели его на так называемых репетициях. Скорее всего, они либо скучают, либо вовсе расстроены, если их нет среди танцующих! Собственно то, о чём я и говорила: ровно обратный эффект полное отсутствие радости.
А вот Орф- подход как раз помогает найти тот самый системно- деятельностный подход. Такую организацию деятельности, чтобы возникло соответствующее, нужное нам эмоциональное переживание. И, если мы хотим быть успешными в своём педагогическом деле, то мы, на мой взгляд, должны думать и помнить об этом на каждом занятии, при любом общении с детьми, в каждом моменте нашей совместной деятельности! ЧТО и для ЧЕГО мы делаем!? И ОрФ - педагогика нам в помощь!