Тютюнникова Татьяна Эдуардовна

Кандидат искусствоведения, лидер Российской Орф Шульверк Ассоциации, автор и ведущая международного Орф Шульверк — семинара «Учусь творить», заведующая кафедрой "Элементарного музицирования" МПГУ, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России.

Училась у большинства преподавателей Института Орфа в системе международных семинаров. Принимала участие во многих российских и международных семинарах и конференциях по проблемам начального музыкального обучения детей.

Монография Т. Тютюнниковой "Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия" является первой и пока единственной научной работой на русском языке по проблемам элементарной музыки, Шульверка К. Орфа и творческой музыкальной педагогики в России.

Обо мне

Тютюнникова Т.Э. — известный специалист- эксперт в области детского музыкального образования, автор Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом музицировании на детских музыкальных инструментах (докторская диссертация посвящена изучению мирового опыта в области музыкального обучения детей). Методика и программа нацелены не только на развитие музыкальных способностей детей, но также их творческого мышления и личностных качеств (восприятия, памяти, реакции, внимания, тонкой эмоциональности).

Собственный научно-практический интерес связан с темой интеллектуально-творческого развития ранней одаренности детей 3-7 лет средствами элементарного музицирования. По этой теме в России издано более 60 публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», «Искусство в школе», «Музыкальная палитра», «Начальная школа», а также книг и пособий по методике музыкального обучения, имеющих гриф и рекомендации Минобразования России. 

Научная монография Тютюнниковой Т.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи» является первым в России исследованием, посвященным междисциплинарному теоретическому изучению элементарного музицирования и проблем детской музыкально-творческой педагогики в России.  В ней впервые в Нашей стране теоретически обосновывается естественная, природосообразная правильность  начального музыкального воспитания на основе творческого музицирования.

Для внедрения новых форм музыкально- педагогической работы с детьми разработан семинар-тренинг «Учусь творить: музыка, речь, движение, импровизация, игра, мышление, творчество» объемом 72 часа, который проводился в различных городах региональными институтами как курсы повышения квалификации. Обучение в авторском семинаре «Учусь творить» прошли сотни педагогов разных городов России, а также в Эстонии, Латвии, Украины, Белоруссии.  Семинар получил высокую оценку региональных институтов повышения квалификации, учебных центров, методистов и педагогов не только в России, но и за за рубежом. 

Тютюнникова Т. Э. имеет многочисленные дружеские и деловые контакты с орфовскими педагогами и обществами К. Орфа других стран. 

Мой блог

  • Алма-Атинская государственная консерватория, историко-теоретический факультет, 1980;
  • Аспирантура Московской государственной консерватории, 1999.
    Тема диссертации: "Шульверк ; К. Орфа. История, теория, методика”;
  • Докторантура Московской государственной консерватории 2003.
    Тема диссертации: "Творческое музицирование как основа начального музыкального воспитания”;
  • Детская школа искусств 1980-1994;
  • Центр образования 1679 - 1994-2015г.г.
  • МПГУ, заведующая кафедрой "Элементарной музыки" 2015
  • Барбары Хазельбах ( Австрия 2003);
  • Мануэлы Видмер ( Австрия 2001);
  • Ульрики Юнгмайер ( Австрия 2002);
  • Кристины Виблиц ( Австрия 2000);
  • Верены Машат ( Испания 2005);
  • Леонардо Ревейро( Испания 2006);
  • Сойли Перкио ( Финляндия 2008);
  • Дака Гудкина( США 2005);
  • Вернера Байдингера ( Германия 2013);
  • Чиро Падуано ( Италия 2013);
  • Ориетты Маттио ( Италия 2002);
  • Йоханны Брунстром ( Швеция 2013);
  • Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография
    М.: УРСС, 2006. 16,5 п.л.
  • Тютюнникова Т. «Доноткино. Потешное сольфеджио». В 2-хчастях.
    М.: Педобщество, 2005. 20 п.л.
  • Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.
    СПб.: Музыкальная палитра, 2003. 12,5 п.л.
  • Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система К. Орфа.
    М.: АСТ, 2000. 10 п. л.
  • Тютюнникова Т. Музыка 6-7 лет. Детский альбом, методическое пособие, аудиокассета.
    М.: АСТ, 1997. 6 п. л.
  • Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей. Методическое пособие.
    М.: 2007.
  • Под солнечным парусом. Методика начального музыкального воспитания.
    Палитра, СПб.: 2008.
  • Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры для детей.
    М.: 2010 г.
  • Суп из колбасной палочки. Конспекты интегрированных уроков.
    Палитра, СПб.: 2011.
  • Тютюнникова Т.Э. «Потешные уроки. Конспекты интегрированных занятий», 
    СПб.: Музыкальная палитра, 2011. 12,5 п.л.
  • Тютюнникова Т.Э. «Доноткино. Конспекты интегрированных занятий»,.
    СПб.: Музыкальная палитра, 2011. 12,5 п.л.
  • Тютюнникова Т.Э. Буренина А. И. «Мир открытий. Примерная образовательная программа для ДОУ. Раздел «Музыка».
    М., 2012.
  • Тютюнникова Т.Э. Буренина А. И. «Мир открытий. Раздел «Музыка».Методика к программе «Мир открытий».
    М., 2012
  • Тютюнникова Т.Э. Буренина А. И. Федеральная программа по музыке для ДОУ " Тутти",
    2012.
  • Тютюнникова Т. Элементарное музицирование — “знакомая незнакомка”
    Дошкольное воспитание. — 1997, № 8, с. 116-125.
  • Тютюнникова Т. Инструменты Карла Орфа
    Дошкольное воспитание. — 1998, №2, с. 141-144.
  • Тютюнникова Т. Что такое Шульверк К. Орфа?
    Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4, с. 129-134.
  • Тютюнникова Т. Речевые игры
    Дошкольное воспитание. — 1998, № 9, с. 115-119.
  • Тютюнникова Т. Движение и музыка
    Дошкольное воспитание. — 1999, № 4 
  • Тютюнникова Т., Боровик Т. Дождинкины осенины. Методическая разработка урока
    Дошкольное воспитание. — 1997, № 10, с. 87-102.
  • Тютюнникова Т. Морозкины забавы. Методическая разработка урока
    Дошкольное воспитание. — 1998, № 2, с. 141-150
  • Тютюнникова Т., Боровик Т. Весновкин прибаутничек. Методическая разработка урока
    Дошкольное воспитание. — 1998, № 4, с. 135-143.
  • Тютюнникова Т.Потешные посиделки. Методическая разработка урока
    Дошкольное воспитание. — 1998, № 9, с. 119-128.
  • Тютюнникова Т. Шульверк — музыкально-педагогическая концепция Карла Орфа. — М.: “Искусство”.
    Приложение к газете “Первое сентября”. — Сентябрь 1998, № 34, с. 14-16.
  • Тютюнникова  Вокруг света. Методическая разработка урока
    Дошкольное воспитание. — 1999, № 4, с. 107-121.
  • Тютюнникова Т. Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической работе.
    Дошкольное воспитание. — 1999, № 7, с. 101-109. 
  • Тютюнникова Т. Всему свое время.
    Искусство в школе. — 1999, № 4. с. 9-14.
  • Тютюнникова Т. Карл Орф в начальной школе
    Искусство в школе. — 1999, № 6. с. 10-17.
  • Тютюнникова Т. Музицирование как педагогическая стратегия.
    Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. Материалы международной конференции. — М.: Флинта, 1999, с. 152-157.
  • Тютюнникова Т. Музыка — не научная дисциплина
    Начальная школа + .— 2000, № 1, с. 48-42.
  • Тютюнникова Т. Русская культура и «Шульверк» Карла Орфа
    Искусство в школе. —— 2000, № 4, с. 59-62.
  • Тютюнникова Т. Программа, опередившая ребенка.
    Начальная школа. — 2000, № 5, 115-120.
  • Тютюнникова Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками». Программа (теоретические основы)
    Дошкольное воспитание. — 2000, № 5, с. 133-141.
  • Тютюнникова Т. Речевые игры. Хрестоматия музыкального материала
    Дошкольное воспитание. — 2000, № 9, с. 101-112.
  • Тютюнникова Т. Музыка внутри. Первый урок в первом классе. Методическая разработка
    Искусство в школе. — 2001, № 2, с. 14-20.
  • Тютюнникова Т. Ночной урок. Методическая разработка урока
    Дошкольное воспитание. — 2001, № 4, с. 117-126.
  • Тютюнникова Т. Праздник — это чудо общения
    Дошкольное воспитание. — 2001, № 5, с. 117-119.
  • Тютюнникова Т. И Шорох к Шелесту спешит. «Бумажная симфония» Методическая разработка урока музыки для начальной школы
    Искусство в школе. —— 2001, № 5, с. 14-20.
  • Тютюнникова Т. Часы и часики. Методическая разработка урока
    Дошкольное воспитание. — 2002, № 6, с. 117-126
  • Тютюнникова Т. Музыка как средство развития личности ребенка
    Психология и ее приложения. Ежегодник. Т. 9. Вып. 3. Сост. Д. Богоявленская. — М.: Российское психологическое общество, 2002, с. 145-146.
  • Тютюнникова Т. Музыкальные шедевры и дети.
    Дети и культура. Сб. статей. — СПб.: ЛОИРО, 2003, с. 35-42.
  • Творческое музицирование как концепция начального музыкального обучения.
    Музыка как художественное познание мира. Материалы международной конференции. — Омск, 2003, с. 20-25.
  • Тютюнникова Т. «Речевое музицирование».Идеи, подходы, жанры.
    Музыкальная палитра. — 2004, № 1, 2, с.4-9, 3-9.
  • Тютюнникова Т «Элементарное музицирование с дошкольниками»
    Музыкальный руководитель. — 2004, № 2, с. 2-11.
  • Тютюнникова Т «И швец, и жнец, и на дуде игрец»
    Музыкальный руководитель. — 2004, № 3, стр. 85-87.
  • Тютюнникова Т. «Белая книга зимы» Методическая разработка занятия.
    Музыкальный руководитель. — 2004, №5, стр. 6-18.
  • Тютюнникова Т. «Чтобы научиться петь, надо петь!»
    Музыкальная палитра. — 2004, № 15, стр. 3-10.
  • Тютюнникова Т. «Вкусный урок»
    Музыкальная палитра. — 2005, № 1, стр. 3-14.
  • Тютюнникова Т. «Брат Мажор и брат Минор».
    Музыкальная палитра. — 2005, № 2, стр. 3-12.
  • Тютюнникова Т. «Кошачий концерт «Мур-Мур».
    Музыкальная палитра. — 2005, № 3, стр. 3-12.
  • Тютюнникова Т. «Непослушные башмачки. Урок-пантомима»
    Музыкальная палитра. — 2005, № 5, стр.3-12.
  • Тютюнникова Т. «Звуки, ноты и линеечки. Музыкальный теремок».
    Музыкальная палитра. — 2005, № 6. стр. 2-12.
  • Тютюнникова Т. «Зеленый урок. Методическая разработка занятия».
    Музыкальный руководитель. — 2005, № 2, стр. 2-9.
  • Тютюнникова Т. «Вездесущий ритм»
    Музыкальный руководитель. — 2005, № 4, стр. 5-9.
  • Тютюнникова Т. «Волшебный урок. Методическая разработка занятия».
    Музыкальная палитра. — 2006, № 1, стр. 3-12.
  • Тютюнникова Т. «Музыкальные узоры. Методическая разработка занятия по пению».
    Музыкальный руководитель. — 2006, № 1., стр. 4-10.

2007

  • Тютюнникова Т. «Шумовой оркестр в детском саду»
    Музыкальная палитра. — 2007, № 1
  • Тютюнникова Т. «Яблоки-веники. Потешный урок»
    Музыкальная палитра — 2007, № 2
  • Тютюнникова Т. «Разноцветный урок».
    Музыкальная палитра — 2007, №6.
  • Тютюнникова Т. «Детская симфония. Занятие-мастерская по изготовлению самодельных инструментов»
    Музыкальный руководитель 2007 № 3.
  • Тютюнникова Т. «Кругосветный урок»
    Музыкальная палитра, 2007, № 4

2008

  • Тютюнникова Т. «Снова о наболевшем»
    Музыкальный руководитель, 2007, № 6, стр. 61-64
  • Тютюнникова Т. «Солнечный урок».
    Музыкальная палитра — 2007, №6, стр.3-12
  • Тютюнникова Т. «Магазин музыкальных игрушек».
    Музыкальная палитра — 2008, №3, стр.3-12
  • Тютюнникова Т. «Разноцветный урок».
    Музыкальная палитра — 2008, №6, стр.6-11.

2009

  • Тютюнникова Т. «Праздник английского».
    Музыкальная палитра — 2009, №1.
  • Тютюнникова Т. «Праздник немецкого».
    Музыкальная палитра — 2009, № 2.
  • Тютюнникова Т. «Праздник французского».
    Музыкальная палитра — 2009, № 3., стр. 3-10
  • Тютюнникова Т. «Праздник итальянского».
    Музыкальная палитра — 2009, № 4.? Стр.3-10
  • Тютюнникова Т. «Конспект занятия по элементарному музицированию в младшей групп д/с».
    Музыкальная палитра — 2009, №5.
  • Тютюнникова Т. «Просто, легко, весело».
    Музыкальный руководитель — 2009, №5., стр.4-11
  • Тютюнникова Т. «Конспект занятия по элементарному музицированию в средней групп д/с».
    Музыкальная палитра — 2009, №6.
  • Тютюнникова Т. «Просто, легко, весело».
    Музыкальный руководитель — 2009, №7., стр.4-11

2010

  • Тютюнникова Т. «Конспект занятия по элементарному музицированию в старшей групп д/с».
    Музыкальная палитра — 2010, №1.
  • Тютюнникова Т. «Урок в ритме вальса».
    Музыкальная палитра — 2010, №4.
  • Тютюнникова Т. «Вездесущий ритм».
    Музыкальная палитра — 2010, №5
  • Тютюнникова Т. «Ночной урок».
    Музыкальная палитра — 2010, №7.

2011

  • Тютюнникова Т. «Конспект занятия по шумовому оркестру «Веселая шарманка»».
    Музыкальная палитра — 2011, №1.
  • Тютюнникова Т. «Праздник Африки».
    Музыкальная палитра — 2011, №4.
  • Тютюнникова Т. «Звучащие жесты».
    Музыкальная палитра — 2011, №5
  • Тютюнникова Т. «Праздник Тишины».
    Музыкальная палитра — 2011, №6.
  • Тютюнникова Т.Э.  «Звуки, ноты и линеечки. Конспект занятия по пению».
    Музыкальная палитра — 2011, №3

2012

  • Тютюнникова Т.Э. «Школа для птенцов. Конспект интегрированного занятия».
    Музыкальная палитра — 2012, №2.
  • Тютюнникова Т.Э. «Праздник Украинского».
    Музыкальная палитра — 2012, №3
  • Тютюнникова Т. Э. "Праздник Белорусского" конспект интегрированного занятия
    Музыкальная палитра — 2012, №6.

2013

  • Тютюнникова Т. Э. "Всюду музыка живет" конспект интегрированного занятия
    Музыкальная палитра — 2012, №3. 
  • Тютюнникова Т. Э. "Лесное лукошко" конспект интегрированного занятия
    Музыкальная палитра — 2012, №6.
  • Тютюнникова Т. Э. "Турецкое рондо ВМоцартаконспект интегрированного занятия
    Музыкальная палитра — 2013, #8

2014

  • Тютюнникова Т. Э. "С. Рахманинов. Итальянская полька" конспект интегрированного занятия
    Музыкальная палитра — 2014, #1 
  • Тютюнникова Т. Э. "Праздник чешского. Карнавал Розы".  конспект интегрированного занятия
    Музыкальная палитра — 2014, # 3 
  • Тютюнникова Т. Э. "Цветочное царство". конспект интегрированного занятия
    Музыкальная палитра — 2014, # 4

2015

  • Тютюнникова Т. Э. "Голубая сказка" конспект интегрированного занятия
    Музыкальная палитра — 2015, #3
  • Тютюнникова Т. Э. "Мексиканский карнавал" , культурно- просветительский проект для старших дошкольников и младших школьников
    Музыкальная палитра — 2015, #4