Международная стажировка «Калейдоскоп идей»
Здравствуйте, дорогая Татьяна Эдуардовна!
Хочу начать свое письмо с безмерной благодарности за Ваш опыт, знания, неиссякаемую энергию, бесконечную любовь к музыке и детям. Вот уже два месяца вместе со своими учениками я проживаю эти великолепные идеи и все никак не могу собраться и описать свои впечатления и опыт. И откладывается не столько из-за лени, усталости или загруженности. Эта стажировка дала такой сильный творческий импульс, что хочется попробовать одно, другое, третье и поделиться уже тем, что у нас получилось. Что для меня орф-педагогика? Это самый действенный способ войти в контакт и доверие с детьми, разбудить в них интерес к творчеству. Я работаю учителем музыки в инклюзивной школе и для наших особенных детей очень важны визуальные подкрепления, поэтому и тут я не смогла обойтись без картинки (она во вложении). После международного семинара у меня сложился образ того, что мне доверили связку волшебных ключей, которые могут подойти даже самым сложным закрытым детям. И волшебство действительно происходит, прямо на уроках. Вот лишь некоторые примеры:
1. Идеи с семинара Андре Санджоджио. С учениками 4 класса мы начали проходить буквенные обозначения нот, я раздала детям ксилофоны, металлофоны, колокольчики. Написала им буквами разные комбинации аккомпанемента, они поэкспериментировали, выбрали что-то для себя, мы сыграли с ними одну песенку, в разных вариантах, все остались довольны. На следующем уроке мы взяли другую песенку уже в другой тональности, получились другие комбинация букв в аккомпанементе. Они обратили на это внимание, мы вспомнили с ними музыкальную лесенку со ступенями (они с 1 класса знакомы с релятивной сольмизацией), у них вроде что-то сложилось относительно тоники и разных функций. И дальше произошло следующее. В этом классе есть мальчик, который не ходит, он передвигается в мануальном кресле, в силу врожденных особенностей он не говорит и не поет. В школу его привозят редко. Он все слышит, отлично соображает, общается знаками или пишет/печатает ответы. У него прекрасное чувство ритма и координация. На уроках музыки, когда мы пели он обычно использовал звучащие жесты, шумовые или ритмические инструменты. Но после этих двух занятий я оставила ему ксилофон и предложила подыграть нам аккомпанемент, можете представить наш общий восторг, когда Леня сам по слуху нашел тонику и стал нам играть импровизацию сначала одной песни, потом другой (уже в другой тональности) и третьей. У него оказался великолепный музыкальный слух, а эти занятия просто послужили мощным толчком для того, чтобы это проявилось. И если говорить словами Дага Гудкина, то да, мы нашли «его собственный способ самовыражения». Родители уже ищут ему педагога для дальнейших занятий на ударных инструментах.
2. Урок Вернера Байдингера «Дождь». Осознание того, что ограничение средства импровизации стимулирует творчество. Такой важный подготовительный этап включения творческого воображения и импровизации позволил мне подступиться к словацкой народной песенке «Дождик льется». (Делюсь ею с Вами во вложении) Ученики 3 класса двое из которых с легкой степенью умственной отсталости и еще несколько с РАС. Импровизация с каплями, ритмом, игра в ансамбле вдохновили детей настолько, что они не просто ждали возможности сыграть свою партию, а начали слышать и слушать друг друга. Конечно, мы и раньше играли в ансамбле, но именно с этим «Дождиком» случилось открытие их ушей и сердца для кого-то еще. Они начали радоваться совместному творчеству. И теперь перед нами открываются новые возможности.
3. Великолепный Чиро Падуано. Композицию «Амбараба» я сразу принесла в 1 класс. В этом классе учатся дети с легкой и средней степенью умственной отсталости. Все они очень любят музыку. Связная и более-менее понятная речь есть только у двоих детей, на уроках я использую песенки с движением, допеваем какие-то слова, особенной популярностью пользуются песенки с чепуховыми словами. Песня «Амбараба» оказалась «волшебной» (возможно из-за удачного сочетания звуков). Один мальчик, который говорил отдельными не всегда понятными словами (как малыши в 1-2 года) выучил эту песню и цитирует из нее целые фразы! И опять подошел нужный ключ и открылась новая дверь для развития ребенка.
4. Ангелика Вульф. Это предыдущий международный семинар, но не могу не поделиться еще одним удивительным результатом. Совсем недавно у нас в Эстонии внезапно после тепла выпал снег. И мы с детьми на уроке решили устроить праздник «Последнего снега». На каком-то этапе я раздала им ленты, и мы начали изображать танец снежинок, мы двигались сначала все вместе. Когда дети прочувствовали музыку и движения, они начали показывать каждый свой танец, а другие с интересом наблюдали и потом комментировали, кто что увидел в этом танце (снегопад, поземку, снежную бурю, легкий танец снежинок и т.п.) И вот во время этого танца один из мальчиков, который никогда на уроках не вставал танцевать и двигаться, тоже попросил ленты. Это при том, что еще в прошлом году во время урока он мог сидеть с рюкзаком на спине под столом или в домике. Как же жаль, что нам нельзя фотографировать детей во время занятий. Нужно было видеть его лицо, когда он начал двигаться с этими лентами под музыку. Он как будто открывал что-то в себе самом и удивлялся этим открытиям. Смущение, радость, удивление столько разных эмоций можно было прочитать на его лице. Ребенок открылся движениям и теперь каждый новый урок постепенно через перемещения в пространстве он то мерит шагами длительности, то поднимается за высотой звуков. И насколько быстрее пошло музыкальное развитие, восстановилось триединство музыки, речи и движения, заработали новые связи!
Какой-то долгий получился ответ на вопрос, как расширились мои представления об орф-педагогике. Они расширяются не только, и не столько на семинарах и стажировках, а на каждом новом занятии с детьми. Совершенно согласна с Дагом Гудкиным «орф-педагог – всегда новичок в той или иной области». И возможности орф-педагогики безграничны.
Опыт признанных гуру орф-педагогики дарит новые идеи и возможности работать даже с теми материалами, которые уже есть. А, главное, появляется смелость экспериментировать, постоянно что-то менять. Очень отозвалась идея не начинать урок всегда одинаково. В некоторых классах, где есть дети с РАС я опасалась менять структуру урока и последовательность его элементов, меняла только содержание. Но после стажировки и это оказалось возможным, дети пока недоумевают и им кажется, что сначала мы играем, а потом начинается урок с тех элементов, которые раньше были в начале. Но, главное, что нет срывов и сопротивления, а уроки для ребят проходят быстрее и интереснее. Не хочется преуменьшить ценность остальных педагогов, но главным для меня в этой стажировке оказался Даг Гудкин.
Очень понравилась игра руками, а еще больше вариант российских коллег, обязательно будем пробовать. С удовольствием применяем на уроках моделирование ритма со стаканчиками и другими предметами. Но толчком были Ваши семинары. Именно Вы, Татьяна Эдуардовна, еще 19 лет назад показали мне эту дверь в орф-педагогику и все эти годы помогаете подобрать нужные волшебные ключи.
Благодарю.
С уважением,
Татьяна Паламарчук