Творческое музицирование в жизни детей. Т. Тютюнникова

 Синкретизм музыкального восприятия в генезисе — основа подхода к музыкальному воспитанию дошкольников

Понимание генезиса музыкального восприятия и основных закономерностей его формирования в дошкольном возрасте позволяют научно обосновать дидактику и методику музыкально-педагогической работы с дошкольниками. Синкретизм деятельности дошкольников, рождающий синкретизм их музыкального восприятия, диктует соответствующий целостный подход, при котором музыка, речь, движения существуют в неразделимом единстве. 

Привычное нам разделение работы музыкального руководителя по формам : пение (хор), движение (танцы), игра на музыкальных инструментах (детский оркестр), чтение стихов (декламация) и даже театр являются искусственными для детей. Ребенок, взяв бубен будет обязательно им звенеть, прыгать и кричать (музыка-речь-движение), напевая веселую песенку, будет скакать и руками «комментировать» ее содержание (музыка-движение-театр). Сама биологическая природа детей направляет работу чуткого педагога. 

Куда ведет этот путь, которым предлагают идти сами дети? Он ведет к творческому музицированию: играй на инструменте, танцуй и пой, когда звучит музыка, делай это так, как ты можешь и хочешь, получай удовольствие. Дети знают формулу педагогического успеха, прочитать которую несложно. 

Что же предлагает традиционная музыкальная педагогика детям взамен их непосредственному музыкальному счастью? Нечто совсем другое: «Слушай, как я играю на инструменте; сиди смирно, когда звучит музыка; думай о ней; танцуй так, как я тебе покажу». 

В истории человечества и мировой музыкально-педагогической практике есть традиционная деятельность, в которой решение этой и вышеперечисленных задач происходит легко и естественно, поскольку ИГРА, СОТРУДНИЧЕСТВО, КООПЕРАЦИЯ являются внутренними свойствами этой деятельности. Она существует во всех странах мира как основа фольклора и традиционных культур. Называется элементарное музицирование. Концепция музыкального воспитания, которую подарил миру К. Орф, основана на этой глубинной традиции, которая всегда жива как зерно музыкальных традиций. Сегодня элементарное музицирование как концепция начального музыкального воспитания признана во всем мире, и десятки стран сделали ее основой начального музыкального воспитания.

Взрослым путь на детскую музыкальную планету почти всегда закрыт, и мы можем только в воображении побыть там гостями. Давайте пройдемся по ней очень осторожно…

Откроем первую дверь  и услышим пестушки, потешки, хлопушки, топотушки. Потянем за следующую — достанем россыпь песенок про петушка, зайчика, лягушку, комара. Дернем за ручку побольше —  и вот они детские инструменты: погремушки, тарахтушки, звенелки, гремелки, шуршалки, бренчалки, свителки. 

Есть здесь звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок. Вместе с ними из сундучка выскочат кричалки, дразнилки, считалки, маленькие сказки. Покопавшись поглубже, достанем музыкальные игры: ладушки и блинные, веснянки и молчанки, огородные-хороводные и приветственные. Дернем еще за один веселый шнурок — и вырвется наружу безудержное счастье детского танца и движения. В конце-концов мы откроем самую большую дверь и обнаружим, что в огромном зале за ней все эти бирюльки собраны вместе. А на двери надпись: «Элементарная музыка. Музыка для ВСЕХ».

Если рассмотреть элементарное музицирование в качестве основы начального музыкального воспитания с точки зрения целого семейства смежных наук — гуманистической психологии, антропологии, педологии, нейропсихологии, психобиологии, музыковедения, то оказывается, что оно удовлетворяет самым современным требованиям и чаяниям мировой педагоги! 

Элементарное музицирование обладает широким потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы лишь совместной музыкально-творческой деятельности. К ним, в первую очередь, следует отнести способность к эмпатии, импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать проблемы творчески. Элементарное музицирование создает условия для развития потребности находить в музыке партнера для духовного общения и средство гармонизации своего внутреннего мира. 

Элементарное музицирование как творческая коллективная деятельность основана на множественной кооперации, сотрудничестве и взаимодействии. Дети при участии педагога и  под его наблюдением пробуют себя в музыкальном творчестве, ищут свои собственные решения, обсуждают и воплощают их. Со-конструктивизм детей и взрослых как основа развития и обучения находит здесь мощное и оптимистическое звучание.

Элементарное музицирование является обучением, ориентированным  на процесс. Об этом пишут многие опытные педагоги, посвятившие ему много лет, в частности Б. Варнер: «Элементарная музыка — это процесс делания ее, импровизирования и творения. Финальная версия обусловлена возможностями детей или специальными учебными ограничениями учителя. Все финальные продукты являются временными, потому что остаются открытыми для дальнейшего развития и изменений» (Warner 1991. p. 161). Данную модель обучения отечественная теоретическая педагогика определяет как поисковую. (Кларин 1997).

Следовательно, в ЭМ музицировании заключено все то, что интересно детям — игра, творчество, общение, кооперация, процесс познания как открытая в бесконечность форма.

Т.Э. Тютнникова, канд  искусствоведения

 

Другие интересные темы