Музыка и мозг человека

Знания о выгодах и уникальных шансах, которые дает музыка растущему ребенку,  побуждают также думать о ней прагматически, измерять ее мерой утилитарности, а не только высокой духовности. Исследования человеческого мозга и его взаимодействия с музыкой находятся на самом передовом крае науки!  

§ 1 Музыка и мозг

Музыка продлевает молодость мозга! Ученые-нейрофизиологи удивили всех выводом, что по скорости реакций мозг пожилых музыкантов не только превосходит мозг их ровесников, но и сравним с реакциями молодых людей, которые только начинают заниматься музыкой. 

Музыка может спасти жизнь! Уникальная история юного пианиста-виртуоза Николая Мирошниченко, родившегося с двумя инсультами, чтобы умереть — фантастический тому пример. Мальчик не мог поднять даже один палец, когда начинал заниматься музыкой. Сейчас он — виртуоз, играющий с оркестром, при этом не может запомнить таблицу умножения! Это резервы мозга и музыки, о которых мы даже не догадывались.

Изучение нейрологического воздействия музыкальных тонов созвучий показало, что мозг способен изменять длину и активность мозговых волн, реагируя на темп и характер музыки. Например, при прослушивании музыки в медленном темпе мозг переходит к функционированию в режиме альфа-волн (состояние легкого расслабления).

Во время комплексных исследований ученые сканировали головной мозг людей, испытывавших блаженство и удовольствия от прослушивания музыки. При этом было выявлено, что музыка активизирует те же центры удовольствия, которые задействованы при переживании эмоционального и духовного подъема, радостного энтузиазма, любви. 

Давно доказано, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных систем (слышу-вижу-ощущаю), познавательных, мотивационных; систем, ответственных за движение, память. Например, музыкальное обучение пению по релятивной системе З. Кодаи повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. 

В головном мозге человека нет специализированного центра, ответственного за восприятие музыки. В переработке музыкальной информации участвуют височные, лобные доли мозга, подкорковые структуры и другие многочисленные области, обычно задействованные в разных формах мозговой деятельности. В том числе, и те, которые отвечают за понимание речи, математические вычисления, пространственные ощущения и т.д. Размер активности этих зон зависит от личного музыкального опыта человека. Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией сразу нескольких зон за пределами чисто слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный, эмоциональный, пространственный, двигательный, речевой опыт человека! 

Современные ученые в области нейробиологии высказали предположение, что каждый ребенок на Земле рождается с предустановленными программами для восприятия речи и языков, что позволяет любому здоровому ребенку с легкостью освоить родной язык. Похоже, и для восприятия музыки такая «предустановленная» программа тоже есть! Возможность увидеть внутриутробное развитие человека подтвердила, что еще до появления на свет младенец реагирует на музыку, особенно на пение матери. Груднички 2-3 месяцев  узнают знакомую мелодию, они реагируют на музыку всем телом, «ловят» ее даже ртом. При этом счастливо улыбаются или плачут, подтверждая способность понимать музыку без всякого научения и слов! 

Наблюдательным музыкальным руководителям  известно из собственной практики, что маленькие дети легко различают контрастные выразительные средства, такие как «громко-тихо», «весело-грустно», «высоко-низко», «быстро-медленно», могут на них избирательно реагировать. Конечно, это понимание во многом основывается на имеющемся речевом и бытовом опыте ребенка, но синестезия всех видов опытов в музыкальном восприятии поражает воображение педагогов.

Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую основу и опосредовано функциональной организацией мозга.

«Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит, активен весь человек» (Weinberger 1998, p. 38). Музыкальное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звуки, и образует новые связи между ними. Площадь активных зон у профессионального музыканта на 25% больше, чем у обычного человека.

В завершении статьи этот известный на весь мир ученый пишет: «Есть ли на свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования? Нет! Музыку сравнить не с чем». Именно поэтому творческое обучение посредством музыки нам кажется сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой. (Weinberger 1998, p. 41). 

Так для чего же все-таки мозг человека так великолепно приспособлен к восприятию музыки? Разве могла природа создать Музыку (сложнейший метаязык), дать людям всей Земли универсальные способности для ее понимания – и все  только для того, чтобы неграмотные педагоги и несведущие управленцы использовали музыкальное воспитание для украшательства и достижения своих амбиций?! 

Когда-то  К. Орф сказал, что ежедневные музыкальные занятия необходимы для развития хорошего человека... Надо навсегда оставить украшательские представления о роли музыки и музыкального воспитания. Музыкальные способности – часть биологического наследия человека, и они должны быть использованы  в системе образования по прямому назначению: служить развитию ребенка.

 

 

Другие интересные темы