Где для детей польза, там и удовольствие...

Игра и удовольствие дают в руки педагогов надежный ключ организации музыкальных занятий в радостно-увлеченном ключе, помогут воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (А. Монтень).

Общеизвестно, что вся наша душевная и биологическая жизнь направлены на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия, она автоматически регулируется принципом удовольствия. У детей же удовольствие определяет любую деятельность, т. к. ребенок живет телесной жизнью и действует на основе принципа удовольствия. Он делает то, что, чувствует как «хорошо», и избегает того, что «опасно» .

Знание функционального значения удовольствия позволило ученым сделать предположение о том, что природа ребенка созидательна и достойна доверия, что здоровый организм сам дает ясные и громкие сигналы относительно того, что он, организм, предпочитает или выбирает, или признает желательным. То, что доставляет удовольствие, является самым  лучшим выбором для человеческого организма. В его свободном выборе господствуют хотение и добровольность. 

Получение удовольствия прямо связывается учеными со спонтанным самовыражением: когда мы искренне выражаем себя, мы испытываем удовольствие, оно приятно само по себе и не зависит от реакции окружающих.: В ситуациях, когда человек может быть открыто спонтанным, переживание удовольствия очень высоко. Если сказать просто, то тогда, когда мы бываем сами собой, скинув все маски и роли, мы чувствует свободу и полет духа. 

Можно выделить ключевые слова, которыми определяется удовольствие в понятиях гуманистической психобиологии: самовыражение, спонтанность, свобода, подвижность, открытие, достижение, установление контакта. Первые три слова имеют отношение непосредственно к действиям как таковым, вторые — это интенции, стремления, обусловленные личностным интересом. «Принцип удовольствия», как любой принцип жизни, очень прост: спонтанное самовыражение того, что лично интересно.

В книге «Психология бытия» Маслоу подробно описывает условия, при которых ребенок может сделать свой выбор: 

  • чтобы отдать предпочтение новому и радостному, он не должен бояться; 
  • если ребенок, действительно может выбирать, то он выберет опыт, связанный с переживанием радости. Он будет возвращаться к нему, наслаждаясь им вплоть до пресыщения и скуки; 
  • в этот момент он склонен идти дальше, к более насыщенным и совершенным ощущениям в этой же сфере; 
  • для того, чтобы ребенок был способен сделать соответствующий его природе выбор и развивать его, у него должно быть субъективное ощущение скуки и удовольствия как критерия правильного выбора (Маслоу 1997, с. 87-89).

Все, что описано ученым в приведенной выше цитате, все выборы и предпочтения без всякого вмешательства взрослых детьми испокон веков реализуются в игре. Поэтому можно сказать, что применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает удовлетворение жажды развития, эмоциональное наслаждение. Поэтому игра для ребенка равняется удовольствию.

Приверженность педагога принципу удовольствия требует больше доверять внутренним импульсам детей, их психологическому росту, саморазвитию, что автоматически предполагает больший акцент на спонтанность, чем на внешнее управление. По отношению к конкретной педагогической практике это требует соблюдения определенных условий: наблюдать, не манипулируя; проявлять созерцательную активность, позволять фактам быть, а событиям происходить; признавать лучшей стратегией ту, которую прямо или косвенно индуцируют сами дети. 

Такой недирективный подход и латентное наблюдение должны быть основными регуляторами деятельности педагога на музыкальном занятии и оценки им своих усилий. Тогда музицирование будет протекать естественно, с удовольствием, через игру и свободный выбор.

Тогда, возможно, получится, чтобы где для детей польза, там же для них будет и удовольствие.

Другие интересные темы