Если вы держите в руках эту книгу и читаете этот текст, то скорее всего именно слово «Orff-Schulwek» в заглавии вас и привлекло.
Удивительная жизнь уготована некоторым словам, ставших мировыми брендами: Microsoft… Adidas… Disney… Coca-Cola…
Услышав эти названия, тут же отправляешься на волнах памяти и ассоциаций к компьютеру, затем за кроссовками в спортивный магазин, а по пути в кинотеатр покупаешь себе стаканчик кока-колы) Куда же нас отправляет слово Orff-Schulwerk, тоже ставшее мировым брендом музыкальной педагогики — и не только музыкальной?
Сама я отправляюсь на свои личные небеса, где я соединилась сама с собой и обрела счастье после многих лет скитаний и поисков. Жалею только об одном — что этот загадочный Орф-Шульверк не встретился мне раньше!
Но если без личной лирики, то это слово направляет нас в просторный светлый класс, в котором дети говорят, думают, двигаются, поют, танцуют, играют на чудесных инструментах, высказывают свои идеи, творят из них удивительную реальность…и расходятся, удовлетворенные и счастливые. Где же эта удивительная реальность, о которой мечтает вся мировая педагогика и наша российская тоже! Где взять и как научиться? —
Орф-Шульверк, уважаемые читатели…
Как учить детей музыке, принося им глубинную пользу, питая дух, душу, ум и тело тем, что нужно детям на раннем этапе их взросления? Где то чудесное питание, которое обеспечивает духовно- телесное «взращивание и вскармливание»? —
Орф-Шульверк, уважаемые читатели…
Как привлечь ребенка к музыке с первого занятия, как не потерять его интерес, укрепить мотивацию? Как воспитать поющего, танцующего и любящего музыку ребенка и хорошего человека? —
Орф-Шульверк, уважаемые читатели…
Как вместе сочинять, играть и радоваться счастливо проведенному времени? Как стать счастливым в своей профессии педагога? —
Орф-Шульверк, уважаемые читатели…
Когда Карл Орф, великий композитор, сложил два немецких слова Schule (школа) и Werk (работа), то, наверно, пытался прямо определить, что в его Шульверке есть место и учению, и работе…Учусь, делая. Он, как мне кажется, хотел подчеркнуть, со всей своей немецкой педантичностью, что обучение музыке и танцу — настоящая школа. Причем, школа жизни. Это, впрочем, очевидно любому, кто держал в руках первый том Шульверка и задумался, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ там есть то, что там есть?
Но, как оказалось, школа эта очень необычная! Она похожа на солнечный зайчик: только хочешь прикопить Шульверк к бумаге — а это, оказывается был лишь солнечный свет. Не больше, но и не меньше! Шульверк изменчив и неуловим, но лишен при этом всякой мистики, его источник — глубинная биология, психология и культура человечества.
Вот уже скоро 70 лет, мы пытаемся растолковать — нет, не значение слова Schulwerk — вторичные смыслы, которых становится все больше, чем глубже мы стараемся их понять. Шульверк — это культурологическое открытие К. Орфа, великое значение которого мы будем ощущать с каждым годом и десятилетием все больше и больше. Когда-то В. Гете сказал: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». Уже сегодня Off-Schulwerk завоевал признание во всем мире: Китай и Иран, Австралия и Ирландия, США, Италия, Турция, Россия… Орф-Шульверк с его бессмертными идеями живет и процветают повсюду.
Мы начнем истории про Шульверк с самого простого… Шульверк — это пять томов музыки, записанной в виде небольших партитур для музицирования — пения и танцев с аккомпанементом орф-инструментов. Первую часть брендового словосочетания «Орф-Шульверк»эти пять томов музыки получили, конечно, по фамилии композитора.
Для чего же эти тома музыки предназначались и зачем написаны? Предназначались в качестве ОБРАЗЦОВ для музицирования с детьми 6-11 лет в общеобразовательной школе. Надо заметить, что эти образцы на основе фольклора народов Европы полны очарования, красоты, изящества и здравого смысла. Методически безупречны. Настоящие образцы как для музицирования, так и для изучения их педагогами!
Огромную роль в создании Шульверка сыграла соратница Карла Орфа Гунильд Кетман, благодаря которой Шульверк, собственно, и появился. Она в нем сделала очень-очень много и стала соавтором Шульверка — рядом с именем Карл Орф на его обложке написано незабвенное имя Гунильд Кетман. Однако, значение и вклад этой великой женщины в создание Шульверка и распространение его идей нами очень недооценен. Ее имя еще ждет заслуженного поклона благодарных учеников, а ее вклад — своего преданного исследователя.
Как музыковед, могу написать, что Шульверк — это изумительный по разнообразию учебник доклассической гармонии и учебник становления гармонии классической, зашифрованный в музыке. Это учебник элементарного стиля в музыке.
Не перестаю удивляться, почему Шульверк до сих пор не стал предметом тщательного изучения в наших консерваторских спецкурсах гармонии! Впрочем, не лишне было бы изучать технику элементарного стиля в курсе методики для будущих педагогов и в музыкальных училищах. Любой педагог-музыкант должен уметь это ДЕЛАТЬ: организовать музицирование в элементарном стиле, чтобы любой участник без образования смог принять участие и играть простейший аккомпанемент на орф-инструментах! Мне кажется, что сейчас это веяние времени и его веление. Я, думаю, в этом и заключается причина столь стремительного расширения географии Шульверка: всем оказалось «это» надо!
В европейских университетах на музыкальных факультетах будущие музыканты ВСЕХ специальностей, при наличии кафедры элементарной музыки, имеют обязательный полный семестр элементарного музицирования. Этому надо учиться… Вынуждена снова повторить:
Одновременно, мы все понимаем, что Орф-Шульверк есть некая педагогическая модель особого подхода, очень творческого и эффективного, к которому стремится вся мировая педагогика. Почему я употребляю слово «некая»? Потому, что в самом Шульверке есть только ноты. Практическую и методическую историю этой педагогики писали многие поколения реально работавших педагогов, которые пытались Шульверк понять и трактовать по-своему. В результате мы сегодня имеем пышно разросшееся дерево, в котором есть ветви самых разных культур. Будто селекционер привил на первоначальный ствол растения из разных уголков земли. И поэтому Орф-педагогика — это большое разнообразие, в котором есть единообразная суть. Как написал в своей книге известный Орф-педагог из Сан-Франциско Даг Гудкин: «Я безошибочно узнаю среди ряда уроков урок, построенный на принципах Орф-Шульверка!»
Рано или поздно у каждого педагога возникает закономерный вопрос: «Что же делать с написанными в Шульверке нотами?» — Изучать и играть, как написано! Очень красиво и полезно, словно солнечное питание! Но точное исполнение Шульверка — это как раз то, ПРОТИВ чего выступают лучшие Орф-педагоги в мире. «Не стоит, конечно, только играть Шульверк, надо с детьми создавать свою музыку», — скажут они. Просто какая-то головоломка получается!
Если рассматривать Шульверк как ИДЕЮ творческого подхода к музыкальному обучения, то тогда, он, действительно, выполняет роль бесподобных образцов для музицирования. Шульверк есть великолепный УЧЕБНИК! Гениальный Карл Орф искренне протягивает руку рядовым педагогам и предлагает сделать то же самое и не хуже в Америке, Австралии, России или Бразилии. «Бери, смотри, пробуй, делай сам, потом исполняй», — вот какие идеи заключил К. Орф в свой Шульверк.
В нашей стране, с ее глубокими традициями классических исполнительских школ, с сакральным поклонением великим именам, обозначить спонтанную импровизацию ребенка на двух звуках как первичную музыку — значить навлечь на себя ураган возмущения.
Именно в педагогической практике наиболее часто возникает непонимание истинной сущности элементарной музыки. Ее обычно истолковывают именно как «чистую» музыку, но какую-то особенно примитивную, которая неизвестно что из себя представляет, так как никто ее не слышал, не видел не знает, зачем она нужна. — «Всю жизнь без нее обходились!»
Впрочем, все легко объясняется и вытекает из знания особенностей элементарной музыки. Это не музыка сама по себе, она НЕРАЗРЫВНО связана со словом и движением, поскольку существует на том этаже истории и культуры, где нет разделения на виды искусств и нет разделения на слушателя, исполнителя и композитора.
Что значит последнее утверждение? Оно означает, что создание, исполнение и восприятие действа осуществляют одни и те же счастливые участники. Одновременно это означает, что креативность — главная суть элементарной музыки, как и тот особый элементарный стиль, в котором она существует.
Вам кажется, что элементарная музыка существует где-то на окраине истории и культуры, которую европейские народы давно покинули, чтобы к ней никогда не возвращаться? Неужели она утонула в волнах великой эволюции европейской музыки, а Моцарт, Дебюсси, Рахманинов и Пярт никакого отношения к ней не имеют?
Когда мы едим восхитительный торт, то помним ли, что он сделан из муки, которая получена из простого зерна? Элементарная музыка существует всегда в центральном ядре того, что мы называем мировой музыкальной культурой. Она никуда никогда не исчезала. Область ее применение сегодня — образование и воспитание: детская и коррекционная педагогика, педагогика для взрослых, досуговая деятельность. Великое предназначение и огромная ответственность у того, что заключено в идее Шульверка! Более того, похоже, что идеи Шульверка сегодня становятся ресурсом для глубинной трансформации мирового сознания о педагогике и обучении как таковом!
Как все выше написанное отразилось и преобразилось в самой Орф-педагогике? Идея креативности стала главным ее флагом и подтянула за собой игру как основную дидактику Шульверка. Элементарное стало эталоном простоты и общедоступности (но не примитива!) Коллективный характер элементарного музицирования дал возможность мощно зазвучать в Орф-педагогике социальному аспекту развития и воспитания! Устный характер музицирования и его творческая природа стали неотъемлемым свойством Орф-педагогики, которая, несмотря на огромное количество изданных книг, передается устным путем мастерами на семинарах! Сотни педагогов, увлеченных идея Шульверка ездят по странам и континентам, стараясь поймать там семинары легендарных орф-преподавателей и попробовать постичь главные ее тайны.
А орф-педагогика уже 70 лет летит она над миром, рассыпая радость общения, учения, коллективного творчества, личного участия в элементарном музицировании! Она учит и воспитывает легко, туда хочется идти снова и не уходить совсем! Ни одной педагогике в мире не удалось этого осуществить. А Орф-педагогика, впитав в себя многое и разное, продолжает победное шествие по странам мира! НО ЭТОЙ ПЕДАГОГИКЕ НАДО УЧИТЬСЯ! Иногда довольно долго, потому что стереотипы мышления не покидают голову десятилетиями...
Я категорически возражаю против того, что любой дилетант, бегающий с детьми по классу с шариками под музыку, называл себя Орф-педагогом! орф-педагог— это не «недо» квалификация, это «мета» квалификация. орф-педагог это учитель, который умеет делать то, что не умеют другие учителя музыки. И очень много чего умеет, надо сказать…И глубже, тоньше многое понимает.
Для получение квалификации орф-педагог в европейских университетах выпускники консерваторий учатся два года. Причем, учатся два года для работы в детском саду, а потом еще два, если хотят работать в школе…Пусть на меня не обижаются коллеги, которым это не понравится или покажется высокомерным. Для меня элементарное музицирование стало огромным небоскребом, в котором все время заходишь еще в одну неизвестную комнату, где чувствуешь себя абсолютным новичком. Я 25 лет проработала в сад и начальной школе, но каждый раз ощущаю себя первоклассницей, когда беру новую группу и начинаю урок творческого музицирования!
Вот поэтому, в рамках существующей на моем сайте www.orff.ru Российской Орф-Шульверк Ассоциации мы начали программу по сертификации орф-педагогов. Правила просты и понятны всем. Но условие получение сертификатов одно: учиться, учиться и учиться!
Ну вот, пожалуй, можно подвести итог. Шульверк — это:
- культурологическое открытие К. Орфа о воспитании и взращивании творческого человека средствами элементарного музицирования;
- инструмент целостного развития человека через единство и интеграцию музыки, речи и движения;
- чудесный и безотказный механизм, действующий в человеке, как Таинство природы
- идея творческого обучения музыки по моделям устной культуры и введение в творческие формы музицирования;
- грандиозная идея совместного досуга, которая еще только набирает свою силу;
- антология элементарной музыки как часть музыкальной истории и учебник ранней гармонии;
- собрание образцов и примеров для организации музицирования с детьми; пособие для учителя, а не ноты для детей;
- мировая музыкальная педагогика, имеющая свой бренд Orff-Schulwek, подразумевающий особое качество обучения и свою систему координат.
- возможность детям обрести детство, а педагогам счастье в профессии и это, с моей точки зрения, не просто лирика!
А теперь несколько заключительных слов в: «Почему и зачем я написала эту статью?»
Я хотела, чтобы слово «Шульверк» в нашей стране перестало быть иностранным, а стало общеупотребительным и понятным, как бренд мировой музыкальной педагогики. Я хочу, чтобы вместе со словом к нам в большей мере пришла и сама эта педагогика, в нее пришли увлеченные и страстные натуры, которые заинтересуются прежде всего ее творческим характером и высоким качеством обучения.
Я уверена, что те скрытые механизмы, которые использует Орф-педагогика, как свой фирменный способ учить, ЕСТЬ СТОЛБОВАЯ ДОРОГА МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ ВООБЩЕ. И я хочу, чтобы Россия не оказалась на обочине этой дороге. Мы все здесь живем, здесь будут жить наши дети…
Еще я мечтаю о том времени, когда центр замечательных орф-идей неформально переместится из Зальцбурга в Россию☺) И К НАМ БУДУТ ЕЗДИТЬ УЧИТЬСЯ СТУДЕНТЫ ИЗ ДРУГИХ СТРАН! А сертификат об обучении, выданный Российской Орф Шульверк Ассоциацией будет уважаем в любой стране мира! У меня есть все основания так считать. Единственное, чего нам пока не хватает, этого здравого смысла на нашей стройке абсурда…
Т.Э. Тютюнникова, канд искусствоведения.