ДАО орф- педагогики или как найти цветок папоротника...

ДАО ОРФ- ПЕДАГОГИКИ или как найти цветок папоротника...

Много раз за свою творческую жизнь я оглядывалась назад, чтоб найти свой  правильный путь дальше. Путь, который мне обеспечивает процветающую и гармоничную жизнь. 

С каждым разом этот «хвост» воспоминаний становился все длинней, в нем появлялись новые сегменты и новые краски. А объяснение некоторых старых  эпизодов становилось  совсем  иным. 

Недавно я вновь посмотрела на свой «орф-хвост» и решила , что могу еще раз кое- чем поделиться. 

Так сложилось в сфере орф-педагогики, что ее необыкновенная привлекательность и кажущаяся  легкость в  применении создали для педагогов ореол доступности всем и каждому, стоит только помахать цветным шарфиком и покатать с детьми мячик -  и вот оно- чудо, появится! 

Сейчас с высоты своего опыта, могу сказать: очень ошибается тот, кто так так думает! Потому что это очень длинная дорога из города «Просто урок» в город «Орф- урок». Это путь из «просто педагогики» в “мета-педагогику”,  которую я считаю лучшей музыкальной педагогикой на Земле. Орф- педагогика - путь из прошлого в будущее, минуя настоящее. Сбрасываешь старую кожу- и летишь... Но чтоб летать, приходится  вначале долго идти в гору...

На этой длинной дороге встречается множество городков и деревушек, раскрашенных орф- флажками, в которые ты заходишь, остаешься на время, а потом понимаешь, что надо идти дальше. Потому что встречные путники рассказывают о прекрасном городе, где живут одни волшебники- всем известные орф- педагоги. Они могут творить чудеса, поэтому там все живут в сказке... А ты как раз и хочешь стать волшебником!

Если ты шел и шел, несмотря на то, что все говорили, что этот город - просто несбыточная мечта, а уж тебе-то  там точно не будет места, то в один прекрасный день НЕОЖИДАННО обнаруживаешь себя жителем этого  города. И теперь уже к тебе идут, как к волшебнику...Туда доходят только те, кто верит и знает, что орф-педагогика- это волшебство высокого мастерства! Это педагогика настоящих профи, если мы говорим о тех самых волшебниках.  

Мораль сей басни такова : «Выбирайте себе самую трудную дорогу, на ней вы не встретите конкурентов» Ш. де Голль. 

Итак, десять пунктов из моей личной истории самотрансформации. 

1. Вначале все кажется далекой и незнакомой планетой где- то там- на просторах Вселенной. 

2. Познакомившись чуть ближе, ты уверен, что «вот он, прекрасный цветок- совсем рядом!»  И лестница к нему есть!

3. Чуть позже понимаешь, что лестница несколько выше, чем казалось вначале и уходит прямо в небо...

4. Взобравшись повыше, понимаешь, что тут все перевернуто с ног на голову, но ты уже намертво приклеился вверх ногами и по- другому думать никак не можешь. ))

5. При ближайшем рассмотрении оказывается, что все очень просто: листики, тычинки, пестики, как у любого другого цветка.

6. Но нет ничего труднее, чем эта восхитительная простота! И попробуй разберись, что это за музыка такая, которая «не сама по себе» К тому же у нее есть строгий  муж- мсье Бурдон)). 

7. Ты долгое время учишься ходить там, где никто не ходил и не собирается ходить. Иначе так и будешь всегда  copy cat и не станешь орф- педагогом в его истинном смысле!

8. Вот ты уже умеешь из обычного топора сделать тысячу «блюд», а  три разные туфельки на картинке  могут стать тебе поводом для музицирования)).  Ты постепенно становишься Мастером..

9. Но именно сейчас каждый встречный-поперечный  норовит тебе добавить своего ума и научить жить правильно...  “Бронзовые бюсты” и только вступившие на этот путь “нео-орфиты” будут  громко кричать, что ты - не Орф! Отлично, что кричат, значит, ты и  правда - Мастер! И, слава богу, не Карл Орф! ) 

10. А ты продолжаешь идти по своему мосту Счастья, поскольку эта дорога- «орф- педагогика» всегда открывает тебе неведанное, ее огни вдали не гаснут никогда...Каждая новая дверь открывает частичку безграничного мира Музыки!

Все пишущие об орф-педагогике «теоретики»  бодро произносят коронную фразу, мало или совсем непонятную начинающим: «музыка, речь, движение в неразделимом единстве». Но разве их единство в руках любого педагога дает гарантию появления волшебства орф-урока?  На этом правильном основании можно провести скучнейший и никудышний урок...А уж понимание того, что элементарная музыка - это стиль музыки со  своими характеристиками и, следовательно, элементарное музицирование- это музицирование в элементарном стиле, вообще находится за гранью понимания большинства  педагогов. А зря! Последнюю фразу следует не только понимать, но и хорошенько знать, поскольку это фундамент. 

Орф-педагогика - это история, в первую очередь, про особый процесс музицирования. ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС!  Орф-педагогика - единственная в мире педагогика, которая воплотила идею игры в полной мере. Произошло это не только потому, что орф-педагоги всех поколений настойчиво искали то, что позволяет легко и увлеченно учить. Такое стало возможным потому, что сутью и внутренным свойством элементарного музицирования, лежащего в основе орф-урока, ЯВЛЯЕТСЯ ИГРА! Поэтому, если орф-урок скучен и невкусен, как песок на зубах, то это не орф- урок. 

Учитель, собирающийся назвать себя со временем орф-педагогом, должен любить процесс больше результата, любить купаться в нем и любить сам дух импровизации, который определяет этот процесс по сути. Орф- педагог  любит зажигать глаза детей вдохновением и радостью, когда на уроке витают свобода, игра, творчество, импровизация!  Со-творение этого процесса и есть орф- урок. А все остальное - его детали. 

Поэтому можно смело сказать, что план орф- урока - это безжизненный скелет. Можно его красиво написать, но воплощение красивого плана зависит от умения педагога начинать, вести и поддерживать особый импровизационный процесс. 

Если использовать образы и метафоры, то можно представить орф- педагогику в виде прекрасного белого гриба. Шляпка, его самая вкусная часть, из которой получается чудесный суп - это и есть процесс музицирования, организованный особым образом. Ради него бегут дети на орф- урок, а потрясенные взрослые ходят сюда, чтоб побыть детьми! 

Гриб растет из грибницы, а грибница здесь -  это «музыка- речь-движение!» Такое широкое и богатое  основание позволяет творить и сочинять новое с каждой группой и классом, новое сегодня, завтра и всегда! Научившись так работать в какой- то момент ошеломленно понимаешь, что тебе не нужны никакие сборники никаких композиторов! Ты сам- композитор на уроке.  Материал есть везде: за окном, на потолке, он витает в воздухе и ждет своего воплощения. 

Именно об этом мечтал К. Орф, когда говорил, что каждый учитель может попробовать делать свой Шульверк на уроке. И поэтому он сочинил его как прекрасный  пример для подражания. Я скажу еще более крамольную фразу: орф- педагогу не нужны никакие и ни чьи программы! Он сам программа и тот, кто ее воплощает! И это будущее педагогики - смерть всех «программ» как ненужных карт, планов и инструкций. 

Но вот мы подошли, может быть, к самому главному: деталям построения орф- урока. Чтобы выросла шляпка грибы, нужна и ножка.  Ее в орф- педагогике употребляют особым способом: нарезают тончайшими пластинками, похожими на папиросную бумагу. Древняя идея дидактики «разложение сложной проблемы на цепь простых» воплощена в орф- педагогике с методическим занудством и игровым куражом. 

Первый шаг педагога кажется часто предварительной шуткой и игрой. Но игра не прекращается, а каждый следующий шаг ученики делают легко и просто: как будто поднимаются по крохотным ступенькам, толщиной с лист папиросной бумаги. 

Через эту бумагу вниз видна первая ступень, вторая  и третья, с ними все соединено, как крепкая цепочка. Каждое следующее звено крепко цепляется за хорошо выученное предыдущее. И вот уже  через пять- семь минут звучит нечто фантастическое, например интересный ритм, исполняемый всеми каноном на веселые слова. Как это произошло так быстро? 

Если удастся вспомнить подробно, то было много ступенек, может быть восемь или десять...Они так малы, что слились и незаметны в процессе игры. Но они есть всегда! Чем легче и веселей процесс для участников, тем больше было ступенек, придуманных орф- педагогом! 

Орф- урок - это игра с обеих сторон: педагог играет с участниками, а они с удовольствием играют в предложенную игру. Для педагога это еще и определенный вызов и кураж: сделать так, чтоб разучивание не было видно совсем! Если каждый расслабился, улыбается, включая педагога, а музицирование становится все более интересным- значит идея и план сработали!

И вот уже нет учителя, нет бегущих и отстающих- все наслаждаются музицированием и живут в этом особом процессе! Он освобождает обе стороны: если педагогу легко, значит легко и ученикам. И наоборот. 

Запущенный учителем процесс музицирования становится самоуправляемым, он «несет» участников в потоке суммы их собственных эмоций и энергий. В какой- то момент и учитель уже не нужен, творческий процесс живет сам по себе, пока не начнет иссякать, завершаясь часто вполне неожиданно. И тут снова появляется из- за кулис орф- педагог и  как главный дирижер решает, каким будет конец: будет ли это апофеоз или тихое прощание...Все расходятся, унося частицу самотрансформации и катарсиса, как невидимые новые штрихи  в душе. Цветок папоротника растет изнутри и расцветает, когда ты сам распускаешься, как цветок. 

Музыка рождается внутри человека и поэтому в начале орф-урока педагог старается «запустить» внутреннюю музыку. Участники слушают свой внутренний пульс, пытаются почувствовать, как он пробуждается,  и вместе с ним просыпаются руки, ноги, голос и желание выразить что- то внутреннее. Свое! 

А дальше - ступеньки, которые ведут в сказку, каждая из них - сама игра в музыку! Юмор, раскрашивающий сказку,  добавляет всем удовольствия и характеризует педагога, как Мастера. Пожив в коллективной музыкальной  сказке урока, некоторые участники потом спрашивают: «А вы правда ездили в Африку на этот фестиваль?» Вот оно волшебство орф- педагога! 

Итак, прекрасный белый гриб вырос, суп из него сварен, съеден, все получили удовольствие, как в самом лучшем ресторане. Если речь идет и правда о супе, то белки, жиры и прочие его ценности пойдут на благо строительства тела человека. 

Если суп называется «орф-урок» или «элементарное музицирование», то главная его ценность- раскрытие творческого потенциала человека, подключение к тому тайному источнику творчества, который есть у каждого. 

Тут рождается чудо, которое называют коллективным творчеством, импровизацией, стихийным театром! Все эти энергии целительны и освобождают душу для удивительного развития! И если орф- педагог не думает или не знает об этой главной цели элементарного музицирования, то он кто- то другой...

Орф-педагог сейчас - подлинное достояние современной музыкальной педагогики. Результат длительного саморазвития и культурной селекции!

 

 

Другие интересные темы