Креативный подход к музыкальному воспитанию.
Элементарное музицирование как вид музыкального воспитания во всем мире называется креативным, поскольку в своей манипулятивно-исследовательской деятельности и играх с элементами музыки ребенок сам начинает складывать музыкальные «слова», пытаясь заговорить за музыкальном языке, как бы открывая заново то, что давно используют все люди на Земле. Наиболее полно и точно данный подход отражен в Орф-Шульверк педагогике, которая основана на элементарном музицировании, как способе и методе креативного музыкального развития детей.
Так же, как и способность говорить на вербальном языке, способность говорить на музыкальном языке, используя ее простейшие элементы, развивается в соответствующей творческой музыкальной среде, где ребенку дают возможность «сказать» на языке музыки хотя бы несколько своих собственных «слов». Педагог должен всячески поддерживать и развивать стремление детей к их собственным музыкальным проявлениям: они могут активно принимать участие в музицировании с помощью телесных инструментов, придумывать как озвучить персонаж в сказке, исполнить это на инструменте или в движении, спеть и сыграть песенку на двух звуках, используя знакомый текст и т.п. Существует дистанция огромного размера между ребенком, исполняющим «свою»музыку и ребенком, слушающим, как ее исполняют другие.
Необходимо вернуть детям право быть музыкантами и творить музыку, сообразно собственным интересам и возможностям. Этот опыт — быть музыкантом очень важен для формирования правильной настройки музыкального восприятия, его важнейшего качества: психической проативности, а затем реальной активности. Творящие дети интуитивно начинают чувствовать, что восприятие музыки есть активный внутренний диалог с ней. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Сейчас уже ни у кого не вызывает особого сомнения афоризм Н. Бердяева, который звучит так: «Только творящий понимает творца». Оперируя самими простыми элементами музыки, ребенок неизбежно погружается в состояние творчества, которое само по себе одинаково животворяще как для гения, так и для ребенка.
Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Подобное обучение — это не элитарный изыск, а ставшая сейчас общемировой образовательная необходимость. В нем заложены возможности, о которых мы можем только догадываться. Психологи считают, что прогрессивные специалисты по художественному воспитанию давно уже движутся в том направлении, в котором хочет повернуться и все современное образование. Вместо того, чтобы относиться к соответствующим творческим урокам как к роскоши, их нужно попытаться сделать основой всего современного образования.
Креативный подход к музыкальному воспитанию означает смену привычной для всех парадигмы общения, когда дети заучивают придуманное и выбранное одними взрослыми (музыкальным руководителем, воспитателями), чтобы удивить и развлечь других взрослых (зрителей). Понимание ценности креативно-исследовательского подхода отражено со всей очевидностью во ФГОСе ДО 2015г. Разницу двух подходов наглядно демонстрирует следующая таблица:
Имитация, четкие директивные инструкции, движение от общего- к частному. Творчество, недириктивное сотрудничество, движение от частного- к общему.
*
Стандартность исполнения, использование известных подходов и методов. Индивидуальное исследование, персональное открытие знания, использование нестандартных подходов.
*
Важность результата. Важность процесса.
*
Базовые материалы одинаковы для всех детей. Инструкции, демонстрация, имитация, корректировка исходят от учителя. Материалы выбирают дети в зависимости от своих предпочтений для решения самостоятельно выбранных задач.
*
Нормальная дисциплина, предсказуемость ситуаций. Больше свободы, больше дисциплинарных сложностей и непредсказуемых ситуаций.
*
Точное планирование времени, получение результата в короткий срок. Достижение результата требует больше времени, каждый раз индивидуально.
*
Одинаковое задание для всех не дает развития более одаренных и перенапрягает менее способных. Установка на индивидуальные задания оптимальна для развития каждого.
*
Подчинение, субординация, работа по заказу «надо так». Самостоятельность, равенство, ответственность за свои действия.
*
Развитие навыков смотреть и повторять. Стимуляция воображения и творческого отношения.
*
Учитель в центре, он наставляет, контролирует и критикует. Ребенок в центре. Учитель выполняет роль инициатора и помощника.
*
Мышление на основе усвоенных алгоритмов. Единственно правильное решение. Жесткая оценка Множество правильных решений как результат творческого подхода. Отсутствие жесткого оценивания. Множество мнений.
Таким образом, подход к музыкальному воспитанию, который мы называем исследовательским и творческим (креативным), позволяет решать задачи, которые ставит перед музыкальной педагогикой современная жизнь:
развитие способности понимать еще один язык, который описывает окружающую действительность в уникальной форме звуковых символов;
1.создание условий, предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
2.творческое развитие природной музыкальности детей;
3.высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
4.помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция);
5.сотворчество и сотрудничество в художественно-эстетической деятельности;
развитие ассоциативного мышления и объединение в художественной форме знаний о мире;
6.гуманистическая социализация и глубокая социальная поддержка в процессе музыкально- творческой деятельности.
Вся деятельность педагога-музыканта в данной модели обучения направлена на создание ситуации, в которой ребенок будет способен спонтанно выражать себя, проявлять свои собственные импульсы, в которой он будет импровизировать и творить свою собственную музыкальную реальность и приобретать свой собственный музыкальный опыт.
Данный тип музыкальной педагогики основан на импровизации как одном из важнейших «механизмов» развертывания педагогического процесса. Импровизация — суть и душа элементарного музицирования.
Импровизация не только формирует активное отношение к жизни вообще и уроку музыке в частности. Один из глубочайших смыслов импровизационного музицирования состоит в том, что оно формирует позицию деятеля, создателя, исследователя, а не потребителя. «Внутренняя морфология импровизации порождает особо активное отношение к жизни, чувство свободы — как психологической, так и технологической» (Сапонов 1996, с. 76).
«Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено», — это слова Изабель Карлей, много лет посвятившей воспитанию детей по Шульверку. Она считала, что уроки импровизации — это не только уроки музыки, это уроки жизни (Orff-Schulwerk, American Ed. 1980, p. 322).