Дорогие мои коллеги! В преддверии Весны и на радостях от появившегося в Москве теплого ветра, пишу этот блог!
Чтоб вам было о чем подумать, а не только впасть в леность, хочу предложить поразмыслить...
В группе ут Насти Ахуновой наша с вами коллега Ксения Соломина написала авторское эссе об орф- педагогике. Полное правильных мыслей и положительных эмоций! 5+ Ксении и МГК им. Чайковского, которую она закончила. Прошу всех прочесть это эссе, кто собирается данный текст читать дальше.
Итак, снова один и тот же вопрос: ". Что такое орф- педагогика?"
Из всех приведенных в эссе пунктов только пятый содержит свойства, внутренне являющиеся сутью орф- педагогики.
Например, первый и второй пункт могут быть принадлежностью любого образовательно- творческого процесса и даже досуга. Как не вспомнить вальдорфскую педагогику и Монтессори...
В этих пунктах речь идет о ключевых компетенциях педагога: умении мотивировать детей и организовывать процесс ситуационно, вовлекая идеи детей как источник содержания того самого процесса.
Учитель, который сегодня не умеет этого делать, не имеет достаточной компетенцеии, чтобы соответствовать требованиям государственного стандарта. В ЦО # 1679, в котором я проработала 22 года, для несогласных с вышесказанным была специальная дверь, на ней было написано: "Выход здесь":))
Приоритет процесса над результатом- это признак всех креативно- творческих подходов в работе с дошкольниками. Амплификация и развитие как приоритет данного возраста- трюизм. Государственным стандартом РФ - ФГОСом дошкольного образования диагностика детей дошкольного возраста запрещена как бесполезная и вредоносная процедура! Правда среди администраторов разных уровней есть несогласные с законом РФ... Но "выход" и для них рядом. :))
Что касается склонности малышей к частой смене видов деятельности, то любой чуткий педагог- дошкольник, бабушка, мама и другие знают это правило независимо от географического местоположения их подопечного на планете Земля. :))
И дальше по списку... все правильно для многих педагогик. Золотисто - зажаренная- это не признак булочки как таковой!:))
Внутренние механизмы орф- педагогики, уникальные для нее, ЭТО ДРУГОЙ СПИСОК.
Как написал Дак Гудкин, что можно "безошибочно отличить урок, построенный на принципах Орф- Шульверка от любого другого музыкального урока". От очень хорошего урока, где любят детей, дают им играть на инструментах и даже сидят с ними на полу...
И это чистая правда!
В орф- педагогике есть стройная идея и несколько простых принципов - как красное, желтое, синее и зеленое стеклышки в калейдоскопе!
Красное стеклышко не становится синим от того, что кто- то крутит калейдоскоп вправо, а кто- то влево. Он остаётся красным! А желтое- желтым!
Но сам рисунок этого чудесного калейдоскопа все время получается другим...это и есть чудо под названием Орф- Шульверк педагогика!
Его и пытается всем объяснить Дак Гудкин. Элементарное музицирование - это музицирование в элементарном стиле :)) Именно отсюда проистекают особые свойства и принципы орф- педагогики, а не из учебника возрастной психологии!
Да и вообще, неплохо бы всем нам понимать, как далеко мы ушли от того, что имел в виду К. Орф: ШУЛЬВЕРК АДРЕСОВАН ДЕТЯМ 6-11 лет!
Остальное сами придумали, сами и обсуждаем! :))) Сами шутим- сами смеемся...
В США есть стандарт орф- педагога, который признают все. И этот стандарт описан в терминах "умеет делать определенным образом", отличным от других музыкальных педагогов...300 часов учатся... К этому знание и понимание возрастной психологии, владение ключевыми компетенциями педагога прилагаются по умолчанию:))
Свет в конце тоннеля всегда есть!:))
У нас на сайте в разделе Ассоциация есть Профессиональные компетенции орф- педагога.
Я хочу еще раз их здесь опубликовать, чтобы все читающие понимали, что достигать этой высочайшей планки удается далеко не всем! Мои коллеги, закончившие в МПГУ аспирантский курс и получившие дипломы "орф- педагог", ставили себе галочку с большим внутренним сомнением! Я тоже, перечитывая список, вспоминаю все свои "недо"....
Итак..
Квалификационные характеристики орф-педагога
Глубоко понимает взаимосвязь музыки, речи, движения и танца в их культурных и антропологических основах.
Использует это знание для интегрированных процессов музыкально-творческого обучения и развития людей различных возрастных групп и способностей.
3. Понимает и знает суть педагогической концепции "Орф-Шульверк", направленной на креативное развитие человека и подключения к его собственному индивидуальному источнику творчества через элементарного музицирование.
4. Понимает и знает суть элементарной музыки теоретически, стилистически и инструментально.
5. Владеет теорией и методиками Орф- Шульверк педагогики.
6. Понимает и умеет аргументировать отличительные характеристики педагогики, ориентированной на процессе обучения и педагогики, ориентированной на результат.
7. Умеет организовывать, поддерживать и вести творческие процессы на основе устно-импровизационных форм, интегрирующих музыку, речь, движение и элементарный театр в группах различного возраста и различных способностей.
8. В совершенстве владеет приемами игровой педагогики, умеет работать, не выходя за рамки этого стилистического поля.
9. В совершенстве владеет приемами и методиками социализации детей, умеет выстраивать позитивные отношения в детском социуме, используя для этого возможности элементарного музицирования.
10. Владеет техниками и приемами поддержки импровизационно- творческих процессов в группах разной наполняемости (2-5, 5-10, 10-30 человек).
11. Владеет навыками элементарной импровизации в сферах музыки, речи, движения и танца, умеет их разнообразно сочетать.
12. На высоком уровне владеет навыками игры звучащих жестов во всем их многоообразии (body percussion), знает методики педагогической и артистической работы с ними (телесный оркестр, работа над ритмом, ритмические композиции).
13. Владеет навыками построения устных композиций и создания элементарного театра с импровизируемой музыкой, движением и текстом ( от творческих этюдов до небольшого спектакля).
14. Владеет всеми современными методиками музыкально- двигательного развития детей (методики ритмического развития, развития слуха и голоса, пения, игры на музыкальных инструментах, разучивания танцев и организации разных форм движения, театрализованной игры как основы элементарного театра) и умеет их применять в соответствии с возрастом детей.
Понимает педагогическое и терапевтическое воздействие элементарного музицирования как средства развития и коррекции широкого спектра действия.
15. Умеет работать кооперативно, толерантно и творчески в педагогическом коллективе.