Т. Тютюнникова
Нынче все соревнуются со всеми. Конкурсы поразили, как раковая опухоль, все профессиональные сферы и даже дошкольников. Удивляюсь, что ясельники пока ни в чем не соревнуются…
А уж педагогов вообще «поставили на счетчик», как принято только у мафии: все зарабатывают баллы, чтобы выжить. Конкурсный угар столь ошеломляющий, что учителя, хоть и стонут, но подумать, где выход и кто виноват, не состоянии.
История вопроса.
В советское время зарплата учителей и воспитателей зависела от стажа и образования. Она повышалась по графику раз в 5-10 лет и при стаже 25 лет становилась максимальной. Учитель с высшим образованием и стажем 25 лет получал 145 руб. одинаково по всей стране, - и это были очень хорошие деньги. Никакого унизительного нищенства, как сейчас, хватало на все и даже на лишнее. Эти деньги учитель получал за 1 ставку работы 18 часов в неделю. Мало кто помышлял работать на полторы или две ставки!
1. В новое время РФ система оплаты труда стала зависеть от стимулирующих выплат за работу сверх нормативного функционала и часто в дополнительное время. Педагог стал бегать, как гончая, чтоб везде поспеть и все успеть, что- нибудь где- нибудь провести и зафиксировать на фото - и получить от директора свои унизительные три копейки надбавки. Директора и заведующие стали царьками, феодалами и помещицами. А педагоги - новыми крепостными 21 века, полностью от них зависящими. Появились конкурсы и участие в них, как возможность получить надбавку. Первая удавка.
2. Одновременно в аттестационных критериях для педагогов повсеместно появились обязательные пункты о победе в конкурсах для получения первой и высшей категории. Пришла борьба за баллы к аттестации. Это была вторая «удавка» для педагогов
3. Аттестация учреждений и система их рейтингов завершили формирование феодального закрепощения учителей всех специальностей. Чтобы директор получил премию от своего начальства и одобрение, нужен высокий рейтинг его учреждения. А кто его создаст? Конечно учителя! Они принудительно пойдут участвовать в конкурсах, будут петь, плясать, печь пироги и отгадывать ребусы. Примерно тоже самое будут делать на конкурсах и дети. Бессмысленные "крысиные бега!" Полученные бумажки (дипломы) напоказ выставляются на сайтах, за них одним дают баллы к аттестации, другим - премии.
Система закольцевалась торжеством конкурсов. Куда ни кинь - везде он нужен, как валюта для выживания педагога в этой ненормальной токсичной среде. Ну, а раз конкурсы всем нужны, то недостатка в тех, кто их любезно проводит, конечно нет. С нищего по нитке, умному - рубашка. Большинство конкурсов так или иначе платны- их организаторы зарабатывают деньги.
Безусловно, учителя - взрослые люди и могут принимать решения относительно себя сами. Хотят участвуют- хотят нет. Для кого- то это отдушина, для кого- то развлечение, для других - амбиция, для третьих - почти сакральные баллы. Но должно же наступить профессиональное прозрение, что время, потраченное на участие в конкурсах - потерянное, а сами они пустышка и обманка. В советское время бытовала поговорка: "Служи, дурачок, получишь значок!"
Я напишу про детские конкурсы. Как бы взрослые тети и дяди ни прикрывались высокими фразами «Детям - лучшее» или «дети - наше будущее», это выглядит, как лживый цинизм.
- Конкурс всегда подразумевает соревнование, «я первый, ты- последний, я - лучший, ты - нет». Такие ситуации вызывают сильнейшую деформацию личности даже у взрослых. А дети? Научные исследования рекомендуют дошкольников учить сотрудничеству, а не соперничеству. Кстати, ровно об этом написано во ФГОС ДО. Но «дядям и тетям» не до детей и высоких научных изысканий. Его величество Конкурс продолжает шагать по стране, "несмотря и вопреки".
- Конкурсы, в которых принимают участие с детскими номерами музыкальные руководители, нанесли непоправимый ущерб музыкальному воспитанию в ДОУ. К детям хлынула низкопробная фонограмма, часто пошлая и убогая. Да, на сцене яркая аранжировка более выигрышна. Но кто подумал о том, что дети стали всё сплошь петь под фонограмму, а это категорически делать нельзя? Дети поголовно стали «гудошниками», не умеют воспроизвести простейшие интонации, но педагоги продолжают петь с ними под фонограммы! Организаторам конкурсов, которые думают не о детях, а о своих выгодах, на это плевать.
- Музыкальные руководители, которые обязаны думать о детях и программе, которую реализуют, тоже «забили» на все репертуарные рекомендации, методики и Музыку как таковую. На занятиях правит бал попса: под нее поют, пляшут, вытирают слезы умиления и гордятся, когда получают дипломы. Такое впечатление, что музыкальное образование, которое всегда было эталоном вкуса и культуры, большинство «засунуло подальше», чтоб «под ногам не мешалось». Наступил ужас без конца. Срез того, что творится на музыкальных занятиях, нам дают конкурсы: это жгучий стыд за пошлость и убожество. Теперь именно такое называется «формирование музыкальной культуры»? Или все забыли, что слово «культура» подразумевает устойчивую высокую традицию искусства, а не музыкальную жвачку-однодневку?
- Воспитатели тоже несказанно обрадовались приходу конкурсов и попсы в детских сад, теперь они «могут сами кнопки нажимать» и сделать праздник «без вашей помощи» - имеется в виду музыкальный руководитель. Многие вообще забыли, кем они оформлены на работу, забыли, что у них нет музыкального образования, запамятовали, какой функционал прописан для них в ЕКС! Часто при полном попустительстве заведующих и директоров они «дожирают» хороших музыкантов до увольнения и торжествующее говорят: «И следующего тоже уволим, если он нам не понравится!»
А кто допустил все это? - Музыкант, который позволил думать, что его в саду может заменить даже кастелянша! Играть надо, коллеги, на ф-но хорошую музыку, а не кнопки нажимать с попсой! А в перерыве разминать пальцы этюдами К. Черни, чтобы резвые пассажи выметали из голов сотрудников детского сада даже тень мысли, что можно открыть рот и возразить вам, как профессионалу. Они слов таких не знают, чтобы аргумент звучал как аргумент, а не как «хотелка». - Теперь о главном: о детях. Конкурсы крадут время и силы педагога у всех других детей, которые в этих конкурсах не участвуют! Они крадут у них самоуважение и уверенность в себе, поскольку заставляют из года в год чувствовать свою ничтожность. Это главная причина, почему конкурсы должны быть категорически запрещены: ущерб развитию личности большинства детей в группах детского сада огромный. Они формируют у них чувство неполноценности, ненужности, неуверенности и никчемности. Очень дорогая плата! Формирование таких чувств у детей является должностным преступлением и несовместимо с профессией педагога везде в Европе и других цивилизованных странах. Там запрещены конкурсы для дошкольников. А у нас за преступление дают грамоты- страна чудес!
Почему молчат психологи и родители, которые должны кричать и звонить во все колокола? Потому что первые пофигисты, а не профи, а вторые недоумки и невежды и хотят конкурсов для своих детей. У нас дети никому не нужны.
Взрослые играют в свои игры, эксплуатируя детство и детей. - Подведем итог. Конкурсы нужны чиновникам: это инструмент- удавка для разностороннего влияния на армию педагогов, а часто и прекрасный инструмент обогащения за их счет. Конкурсы нужны педагогам, чтобы выжить в адских условиях, искусственно созданных чиновниками. Конкурсы это абсолютное зло для детей - с какой стороны ни посмотри. Но дети - последняя спица в этой колеснице двуличия и цинизма взрослых. Если бы конкурсы так или иначе не приносили денег их организаторам, они давно бы отмерли, едва родившись. Дети - новая нефть российской педагогики.
- Что делать? Педагог всегда думает о детях и принимает решения исключительно в их пользу и защиту. Каждый на своем месте. Это все.
Т. Тютюнникова, кандидат искусствоведения, методист- эксперт международного класса, автор и ведущая семинара "Учусь творить".