Орф немного дальше, чем в России...

Дорогие коллеги! Сегодня в блоге я решила опубликовать зачетное задание по дистантному курсу Светланы Октопрак. Она сейчас дивет в Турции и , находясь там , училась на моем курсе. Очень примечательная история описана ею, и очень интересный ее результат. Светлана молодец, преодолела все трудности, чтоб учиться! 

"Как я понимаю орф-педагогику и зачем она мне нужна в моей профессиональной деятельности?"
Ну вот и просмотрен ваш последний вебинар, прочитана заключительная четвертая тема, проведены уроки согласно «новой» для меня орфовской методике, где я получила огромное количество положительных эмоций и хороших настроений. С каким удовольствием и волнением, в хорошем смысле этого слова, я до поздней ночи, совсем не замечая времени, готовилась к урокам, и мне было приятно наблюдать что методика действительно работает, дети получают неимоверное удоволствие от игр, а их преподаватели смотрят сначала с недоумением, а затем, когда я их приглашаю поучавстсвовать с нами, с улыбками на лицах активно принимают участие.
    Я понимаю Орф педагогику как:  обучение и привитие любви  к музыке в раннем возрасте, через игру. В основу этой игры должны входить: движение, речь и элементарная музыка с элементами импровизации. 
Основной задачей, я ставлю перед собой, воспитание в детях любви к музыке, научить их её понимать, чувствовать и развивать собственное воображение. Для меня важно, чтобы они почувствовали, что музыка живет всегда и везде рядом с ними, в их комнате: когда они ударяют игрушкой по спинке кровати, или в машинке которая шуршит своими колесами по полу, или на кухне, даже когда падает и разбивается стакан - у него может быть своя музыка. Дети не должны думать что музыка это что-то недосягаемое, ужасно далекое которого они достигнут когда-то, когда вырастут, или вообще непонятно когда. Ведь этого  момента может и не произойти. Метод Орфа, своей простотой, позволяет детям не просто приблизится к музыке, он позволяет им непосредственно учавствовать в ней, играть и импровизировать с ней. От этого они получают огромное удовольствие: они могут прикасаться к инструментам - у них получается музыка, они могут двигаться под музыку, они могут слушать музыку - и им не скушно, потому что они понимают её и представляют себя её участниками. Это развивает их воображение, независимость мышления, изобретательность, активизирует артикуляционный аппарат.
      Для меня важен  не художественный результат, а сам творческий процесс. Дети должны получать удовольствие, радость от самого процесса той или иной игры или творческого задания, одновременно получая необходимые знания о музыке, ритме, импровизации. 


Дети обучаются в игре, сами того не замечая. Методика Орфа предлагает прекрасные упражнения, в которых мы можем сочетать как изучение простых фольклорных песен и стихов вместе с движением, так и изучение классических произведений слушая их, импровизируя с движением под них, подыгрывая на простых инструментах.
Обучение музыки начинается с речи. Для меня всегда было сложно обьяснять детям ритм, а тем более вместе с речью.  После того как я прошла ваш курс, я поняла что делала это неверно, точнее так, как нас учили в музыкальной школе в 90х годах, скучно, долго и малоэффективно. В своей работе я использовала ваши примеры, такие как «Тютюшки», стихи с мячём; брала примеры из ваших семенаров про сороконожку и цветочки. Они стали любимыми играми детей. «Тютюшки», «щелкушки», «бумбушки» и «топотушки» русские слова, но они прекрасно воспринялись турецкими детьми, и все они их повторяют даже после урока, в коридорах.
    Опять же, до вашего курса, у меня на уроках практически отсутствовало движение: сели на стульчики, ручки на коленочки, спинки ровненько делаем распевки, затем поём песни под фортепиано. Я представляю как детям это было скучно и долго все делать. По вашему же совету, я прочли книгу Осориной, и она очень сильно изменила моё представление о детях. Я поняла, что движение нам необходимо потому, что без движения дети не могут находится. Им сложно воспринимать материал находясь в недвижимом состоянии длительное время, и они его воспринимают менее эффективно. Я в корне изменила занятия, добавила движения в нащи песенки, как было показанно в ваших примерах про «Снежинки», звучащие жесты во все скороговорки и считалочки. Дети очень быстро, буквально за один урок, стали заучивать четверостишья вместе со звуковыми жестами и элементарными ударными инструментами. Благо в Турции во всех садах является обязательным наличие музыкальной комнаты с элементарными шумовыми инструментами. Во многих садах она не используется, так как нет преподавателя музыки, но это уже другой вопрос. 
        Элементарая музыка. Основа музицирования это импровизация как музыкальная игра. Для меня было настоящим открытием того, как вы обучаете делать аранжировку под Вальс-Шутку. Вы как бы «вытягиваете», из одного упражнения переходите в другое, ставя по наростающей по сложности  задачи, к конечному результату дети приходят уже подготовленными, зная все партии и само произведение  с которыми дети прекрасно справляются, они его понимают и любят. У меня и раньше были попытки аранжировки с детьми, но они не были успешными, и сейчас я понимаю почему. Потому, что я начинала делать с «конца»: раздали инструменты, сейчас вступаешь ты, а затем ты, и это не проходило, детям становилось скучно очень быстро, они так и не понимали когда и кому нужно вступать. Вальса-Шутку мы изучали точно по вашему уроку, только я разбила его на 2 урока. И вот на третьем уроке мы только повторили один раз, дети прекрасно сыграли и их глаза светились счастьем. Как вы  и говорили, без утомительных репетиций и мучений для детей.
    Ответом на вопрос - зачем мне нужна Орф педагогика, я хочу привести один пример.  Ко мне подошла директор детского сада и сказала: «За последнее время, благодаря вашим урокам, дети изменились. Они стали счастливее, добрее и более внимательными». Я провожу в саду по пол часа с каждой группой 2 раза в неделю, и на своих уроках я вижу перемены, но я не думала что за такой короткий срок,  как 2 месяца, это будет заметно со стороны. 
    Видя такую отдачу со стороны детей, я получаю огромное удовольствие от проведения занятий с детьми, я стала счастливее и у меня появилось намного больше энергии и желания работать. Самое главное, я поняла как нужно их учить, и что не нужно из них пытаться сделать «музыкантов», а нужно рыскрывать их творческие начала."

                                Светлана Актопрак

Другие интересные темы