Новая гуманистическая общность "Орф-педагог"

Много раз задумывалась, почему орф-педагогика и мировое движение в рамках орф- семинаров  напоминает какую-то особую общность, где мы все узнаем друг друга по  вибрациям и знаем, зачем на этих семинарах собираемся? Знаем точно, но не всегда можем сказать, тем более точно  выразить...

Моя попытка определить профессиональные и личностные качества  орф- педагога всегда заканчивались тем, что я вспоминала строки  Ф. Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь"...

И все- таки хочу попробовать, это нужно для дела!

Во-первых, в рамках нашей Ассоциации мы недавно начали сертификацию орф- педагогов, подобно той, что есть в некоторых зарубежных странах. Заметьте, далеко не во всех странах...

Это значит, что обучение педагогов в рамках организуемых нами семинаров в достаточной мере стандартизировано, чтобы мы могли понимать, какой уровень компетенций соответсвует сертификату "Старт" и какой сертификату "Мастер". У нас в России существует уже 10 лет Летняя педагогическая Академия, которая и есть наш Летний орф-курс. Причем, многоуровневый. Такой курс тоже существует лишь в небольшом  количестве зарубежных стран! 

Обучение в рамках Летней Академии прошли за 10 лет сотни педагогов. Многие из них стали нашими лидерами в разных городах России. 

Безусловно, каждый берет на орф-семинарах только то, что МОЖЕТ взять! Субъективная  орбита каждого сама определяет, во что переплавится знание, которое человек смог воспринять!   

В любом случае, педагог,  проучившийся 5 орф-семинаров, как небо от земли отличается от того, кто учился только один! Разница  между педагогами, учившимися три семинара и шесть для меня  совершенно очевидна!  

Словом, учиться лучше, чем не учитьсяВот эта простая и очевидная мысль позволит нам провести некоторую первичную дифференциацию на поле орф-педагогики. Я очень надеюсь, что через несколько лет каждое образовательное учреждение будет спрашивать удостоверение об обучении принципам Орф-Шульверка любого потенциального  претендента называть себя "орф-педагогом". Это сразу сократит количество нечаянно примкнувших "ничего не смыслящих". 

Применять отдельные элементы орф-подхода в практике можно сразу, как чему-то  научился, но, чтобы называть себя "орф- педагог", ей богу, надо учиться долго!

Орф педагог- это не недоучка, а педагог, обладающий мета навыками, которых нет у других педагогов!!!

Я не перестаю это повторять везде и всюду, но чтоб не быть голословной, могу предложить маленький тест. На каждый пункт его орф- педагог должен ответить:

"Умею делать, знаю как и почему так!"

Итак первые десять вопросов из моих заготовленных примерно тридцати: 

  1. Элементарная музыка - это...
  2. Бурдон - это.? Могу сыграть на любом звуковысотном инструменте. 
  3. Остинато выглядит так, я могу сымпровизировать  их  сто  вариантов за 15 минут. 
  4. Телесное ощущения музыки - что это... И зачем они нам?
  5. Речь как основа ритма - это ..
  6. Ритмическая пьеса - умею сделать с группой детей, соответственно возрасту. 
  7. Умею придумать, заменить любую деталь в музицировании, если что- то не подходит.  
  8. Умею импровизировать на элементарных инструментах: ксилофонах, барабанах, маракасе и пр. Умею разворачивать музицирование как импровизацию в устной форме. 
  9. Умею сделать аранжировку для орф- инструментов детской песенки. И не одну. 
  10. Понимаю, почему игра - основа Шульверка и орф- педагогики и как это работает. 
  11. Знаю, как организовать общение в группе детей на орф- уроке, чтобы там порхало счастье ВСЕГДА!
  12. И еще много чего должен уметь ДЕЛАТЬ и ПОНИМАТЬ орф-педагог!

Это мой ответ тем, кто орф- педагогику свел к размахиванию цветными шарфиками над головами детей во время звучания музыки! Шарфики, шарики, мячики, палочки, музыкальные инструменты - это игровые ИНСТРУМЕНТЫ  орф-подхода, а не сам ее смысл!!!

Кто не знает, как сделать аккомпанемент из простейшего бурдона, и  кто есть этот самый  "бурдон", должен идти учиться, а не преподавать по орф-методу! И читать, читать, читать, в том числе, некоторые музыковедческие работы о музицировании. Впрочем, не только. Полезно знать, что  дважды два иногда бывает пять! :)) Ведь орф- педагогика- это КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА. 

Педагоги и специалисты разных направлений сегодня самым эффективным образом используют ИДЕИ и ЭЛЕМЕНТЫ орф-педагогики в своей работе. И это здорово! Их работа  только подтверждает гениальность  К. Орфа, подарившего миру  бессмертную  идею! Но я хочу напомнить, что орф- педагогика- это МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЕ воспитание детей и взрослых, которое строится на глубинном понимании того, что есть элементарный стиль в принципе! И на  умении  УЧИТЬ в рамках данного стиля! Потому что элементарное музицирование - это  музицирование в элементарном стиле! 

Я плохо понимаю, как физиолог или логопед ( психолог, учитель английского языка и пр. ) без музыкального образования ведет орф-класс! Вспоминаю анекдот с веселым окончанием: " Ну, и вы, батенька , говорите, что можете...":))

Всем, кто хоть немножко владеет орф-методом, есть место в нашей стране на поле орф- педагогики! Здорово, давайте вместе нести это чудо нашим детям! Но давайте не будем забывать, на каком свете находимся. 

Стандарт "орф- педагог", в моем представлении, предполагает обязательное музыкальное образование в одном из его видов! А затем предполагает  обучение самому  орф-подходу в практике семинаров! У нас в Ассоциации это обучение в объеме 72 часов, что позволяет говорить о хоть о каком- то повышении квалификации.  Говорить о том, что новорожденный орф-педагог уже может говорить на языке элементарного музицирования мы начинаем после еще одного уровня объемом 72 часа- педагог получает удостоверение "  Мастер". Итого 144 часа обучения! 

 См. http://www.orff.ru/association/education

Учиться, учиться и учиться, как завещал великий К. Орф.  Но я совсем не  шучу: все, кто держали в руках  первый том Шульверка знает , сколько там предложений для УПРАЖНЕНИЙ!   Метания с шарфиками не научат детей чисто петь, а бездумная игра в мячики под музыку не научит детей импровизировать,  хотя бы ритм! 

Коллеги, К. Орф не предполагал, что педагоги поймут игровой и творческий характер Шульверка и элементарного музицирования вообще, как смирение с отвратительным качеством пения, никудышним слухом и плохим музыкальным вкусом... А то и полным отсутствием последнего!    В "отсутствии присутствия":))  всего вышеперечисленного чудесная элементарная музыка становится пошлым примитивом! Она ведет ребенка вниз, а не вверх. К музыке человек всегда совершает Восхождение - так  назывался много лет мой предыдущий сайт - "Восхождение к музыке".

Его (восхождение к музыке) лучше всего, приятней, интересней, легче, обворожительней позволяет осуществить орф-подход, Орф-Шульверк, орф-педагог и элементарное музицирование! Давайте же мы будем достойны великой мировой орф- педагогики!!!

Для меня не аргумент, что в Германии некоторые орф-педагоги не знают нот! Мы с вами живем в России - стране с прекрасными традициями музыкального образования и воспитания! Здесь вас никто не поймет, если 25 детей "поют" на 25 разных голосов, не могут повторить короткую ритмическую фразу, но при этом вы гипнотизируете  коллег  многозначительными словами Орф- Шульверк! :)) 

Орф-подход позволяет учить детей музыке в великолепном качестве, быстрее, легче и интересней, чем обычными методами. И "сдать " родителям и обществу  КРЕАТИВНОГО РЕБЕНКА. :)) Именно поэтому у орф-педагогики великое прошлое, настоящее и великое будущее...  Давайте же применять свое музыкальное образование по назначению и им гордиться! Не надо его  стыдиться, как в сердцах иногда предлагают некоторые мои коллеги.   При таком высоком профессиональном потенциале мы можем в нашей стране сделать прекрасную орф-педагогику! 

Так что, всем в добрый путь...

Цена, которую мы платим за повышение профессионального уровня, — ничто по сравнению с той ценой, которую приходится платить за невежество.

Б. Шефер. 

Другие интересные темы