Много раз задумывалась, почему орф-педагогика и мировое движение в рамках орф- семинаров напоминает какую-то особую общность, где мы все узнаем друг друга по вибрациям и знаем, зачем на этих семинарах собираемся? Знаем точно, но не всегда можем сказать, тем более точно выразить...
Моя попытка определить профессиональные и личностные качества орф- педагога всегда заканчивались тем, что я вспоминала строки Ф. Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь"...
И все- таки хочу попробовать, это нужно для дела!
Во-первых, в рамках нашей Ассоциации мы недавно начали сертификацию орф- педагогов, подобно той, что есть в некоторых зарубежных странах. Заметьте, далеко не во всех странах...
Это значит, что обучение педагогов в рамках организуемых нами семинаров в достаточной мере стандартизировано, чтобы мы могли понимать, какой уровень компетенций соответсвует сертификату "Старт" и какой сертификату "Мастер". У нас в России существует уже 10 лет Летняя педагогическая Академия, которая и есть наш Летний орф-курс. Причем, многоуровневый. Такой курс тоже существует лишь в небольшом количестве зарубежных стран!
Обучение в рамках Летней Академии прошли за 10 лет сотни педагогов. Многие из них стали нашими лидерами в разных городах России.
Безусловно, каждый берет на орф-семинарах только то, что МОЖЕТ взять! Субъективная орбита каждого сама определяет, во что переплавится знание, которое человек смог воспринять!
В любом случае, педагог, проучившийся 5 орф-семинаров, как небо от земли отличается от того, кто учился только один! Разница между педагогами, учившимися три семинара и шесть для меня совершенно очевидна!
Словом, учиться лучше, чем не учиться! Вот эта простая и очевидная мысль позволит нам провести некоторую первичную дифференциацию на поле орф-педагогики. Я очень надеюсь, что через несколько лет каждое образовательное учреждение будет спрашивать удостоверение об обучении принципам Орф-Шульверка любого потенциального претендента называть себя "орф-педагогом". Это сразу сократит количество нечаянно примкнувших "ничего не смыслящих".
Применять отдельные элементы орф-подхода в практике можно сразу, как чему-то научился, но, чтобы называть себя "орф- педагог", ей богу, надо учиться долго!
Орф педагог- это не недоучка, а педагог, обладающий мета навыками, которых нет у других педагогов!!!
Я не перестаю это повторять везде и всюду, но чтоб не быть голословной, могу предложить маленький тест. На каждый пункт его орф- педагог должен ответить:
"Умею делать, знаю как и почему так!"
Итак первые десять вопросов из моих заготовленных примерно тридцати:
- Элементарная музыка - это...
- Бурдон - это.? Могу сыграть на любом звуковысотном инструменте.
- Остинато выглядит так, я могу сымпровизировать их сто вариантов за 15 минут.
- Телесное ощущения музыки - что это... И зачем они нам?
- Речь как основа ритма - это ..
- Ритмическая пьеса - умею сделать с группой детей, соответственно возрасту.
- Умею придумать, заменить любую деталь в музицировании, если что- то не подходит.
- Умею импровизировать на элементарных инструментах: ксилофонах, барабанах, маракасе и пр. Умею разворачивать музицирование как импровизацию в устной форме.
- Умею сделать аранжировку для орф- инструментов детской песенки. И не одну.
- Понимаю, почему игра - основа Шульверка и орф- педагогики и как это работает.
- Знаю, как организовать общение в группе детей на орф- уроке, чтобы там порхало счастье ВСЕГДА!
- И еще много чего должен уметь ДЕЛАТЬ и ПОНИМАТЬ орф-педагог!
Это мой ответ тем, кто орф- педагогику свел к размахиванию цветными шарфиками над головами детей во время звучания музыки! Шарфики, шарики, мячики, палочки, музыкальные инструменты - это игровые ИНСТРУМЕНТЫ орф-подхода, а не сам ее смысл!!!
Кто не знает, как сделать аккомпанемент из простейшего бурдона, и кто есть этот самый "бурдон", должен идти учиться, а не преподавать по орф-методу! И читать, читать, читать, в том числе, некоторые музыковедческие работы о музицировании. Впрочем, не только. Полезно знать, что дважды два иногда бывает пять! :)) Ведь орф- педагогика- это КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА.
Педагоги и специалисты разных направлений сегодня самым эффективным образом используют ИДЕИ и ЭЛЕМЕНТЫ орф-педагогики в своей работе. И это здорово! Их работа только подтверждает гениальность К. Орфа, подарившего миру бессмертную идею! Но я хочу напомнить, что орф- педагогика- это МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЕ воспитание детей и взрослых, которое строится на глубинном понимании того, что есть элементарный стиль в принципе! И на умении УЧИТЬ в рамках данного стиля! Потому что элементарное музицирование - это музицирование в элементарном стиле!
Я плохо понимаю, как физиолог или логопед ( психолог, учитель английского языка и пр. ) без музыкального образования ведет орф-класс! Вспоминаю анекдот с веселым окончанием: " Ну, и вы, батенька , говорите, что можете...":))
Всем, кто хоть немножко владеет орф-методом, есть место в нашей стране на поле орф- педагогики! Здорово, давайте вместе нести это чудо нашим детям! Но давайте не будем забывать, на каком свете находимся.
Стандарт "орф- педагог", в моем представлении, предполагает обязательное музыкальное образование в одном из его видов! А затем предполагает обучение самому орф-подходу в практике семинаров! У нас в Ассоциации это обучение в объеме 72 часов, что позволяет говорить о хоть о каком- то повышении квалификации. Говорить о том, что новорожденный орф-педагог уже может говорить на языке элементарного музицирования мы начинаем после еще одного уровня объемом 72 часа- педагог получает удостоверение " Мастер". Итого 144 часа обучения!
См. http://www.orff.ru/association/education
Учиться, учиться и учиться, как завещал великий К. Орф. Но я совсем не шучу: все, кто держали в руках первый том Шульверка знает , сколько там предложений для УПРАЖНЕНИЙ! Метания с шарфиками не научат детей чисто петь, а бездумная игра в мячики под музыку не научит детей импровизировать, хотя бы ритм!
Коллеги, К. Орф не предполагал, что педагоги поймут игровой и творческий характер Шульверка и элементарного музицирования вообще, как смирение с отвратительным качеством пения, никудышним слухом и плохим музыкальным вкусом... А то и полным отсутствием последнего! В "отсутствии присутствия":)) всего вышеперечисленного чудесная элементарная музыка становится пошлым примитивом! Она ведет ребенка вниз, а не вверх. К музыке человек всегда совершает Восхождение - так назывался много лет мой предыдущий сайт - "Восхождение к музыке".
Его (восхождение к музыке) лучше всего, приятней, интересней, легче, обворожительней позволяет осуществить орф-подход, Орф-Шульверк, орф-педагог и элементарное музицирование! Давайте же мы будем достойны великой мировой орф- педагогики!!!
Для меня не аргумент, что в Германии некоторые орф-педагоги не знают нот! Мы с вами живем в России - стране с прекрасными традициями музыкального образования и воспитания! Здесь вас никто не поймет, если 25 детей "поют" на 25 разных голосов, не могут повторить короткую ритмическую фразу, но при этом вы гипнотизируете коллег многозначительными словами Орф- Шульверк! :))
Орф-подход позволяет учить детей музыке в великолепном качестве, быстрее, легче и интересней, чем обычными методами. И "сдать " родителям и обществу КРЕАТИВНОГО РЕБЕНКА. :)) Именно поэтому у орф-педагогики великое прошлое, настоящее и великое будущее... Давайте же применять свое музыкальное образование по назначению и им гордиться! Не надо его стыдиться, как в сердцах иногда предлагают некоторые мои коллеги. При таком высоком профессиональном потенциале мы можем в нашей стране сделать прекрасную орф-педагогику!
Так что, всем в добрый путь...
Цена, которую мы платим за повышение профессионального уровня, — ничто по сравнению с той ценой, которую приходится платить за невежество.
Б. Шефер.