Музыкальная терапия: границы компетенции.

Уважаемые читатели! Область неведомого и  чудесного  всегда была полем действий для мошенников и  сумасшедших. К сожалению, все чаще таковым полем является музыкальная терапия. В особенно в нашей стране, где царит дилентантизм, и в педагогике правят вчерашние троечники. Если читать научные  исследования, а не беллетристику, то становится очевидно, что со времен  Древней Греции психоэмоциональные напряжения  всех  видов, регуляторные нарушения люди лечили музыкой и движением.  Музыка незаменима также для социальной коррекции, поскольку сама по себе есть могучее средство общения! Музыка всегда терапевтична! ТРЮИЗМ, доказывать и писать диссертации не надо  Но ведь пишут! 

Печальная возможность познакомиться с одной такой "ученой"  женщиной у нас есть сегодня. Видимо она - будущий кандидат околовсяческих наук)).

Прочитав статью в одном из электронных журналов, я написала письмо в редакцию. Оно приведено после самой статьи.  Итак, шедевр околесицы!

Тема урока: "Музыкальная терапия как метод регуляции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста".

Юлия Рашидовна, музыкальный руководитель, педагог-психолог

Свое исследование я начала с определения экспериментальной выборки детей старшего дошкольного возраста – 10 человек - с повышенным проявлением агрессивности и другими нарушениями в поведении (гиперактивность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, конфликтность, демонстративность, тревожность и др.) Для того, чтобы определить уровни агрессивности у данных детей и наметить пути ее регуляции и коррекции, в сентябре 2004 г. я провела предварительную диагностику, включающую в себя несколько методик: “Агрессивность (опросник глазами взрослого)”, “Какую агрессию проявляешь ТЫ, ОН, ОНА, динозавр?”, “Кактус”. Полученные диагностические данные показали, что из числа экспериментальной выборки у 80 % детей – высокий уровень агрессивности, т.е. агрессия проявляется непрерывно; у 20 % - средний, т.е. агрессивность проявляется часто, но не всегда; и низкий уровень – 0 %, т.е. дети, которые вообще не проявляют агрессии – отсутствуют.

Исходя из предварительной диагностики, учитывая психологические и возрастные особенности данных детей, основываясь на принцип моделирования эмоций и рецептуру музыкально-рациональной психотерапии В.И. Петрушина, я составила перспективный план коррекционных занятий с детьми, который в ходе работы корректировался. Цель данных занятий: создание положительного фона реабилитации (снятие фактора агрессивности и других поведенческих нарушений); стимуляция двигательных функций; развитие сенсорных процессов и основных психических функций; развитие познавательной сферы при помощи музыкальных приемов. Занятия музыкотерапией проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие занимает по времени от 25 до 35 минут. Также, специфическая музыка звучит на утренней гимнастике 3 раза в неделю, перед каждым обедом, во время подготовки ко сну и за час до ужина. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, инструктор физического воспитания, преподаватель изобразительной деятельности) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты. Каждое музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:

1.Установление контакта. 2.Снятие напряжения. 3.Расслабление и заряд положительными эмоциями.[3] Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения я стараюсь подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию (“изопринцип” - подобная эмоция лечится подобной музыкой).[9]То есть, если мы имеем дело с агрессивными детьми, то и акцент следует делать на агрессивную возбуждающую музыку. Подбор музыкального материала на каждое отдельное занятие, я строю на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки: - первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, “Аве Мария”, Баха-Гуно, “Голубой Дунай”, Штрауса-мл. Второе произведение - по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, “Лето. Престо” из цикла “Времена года”, Вивальди, “Маленькая ночная серенада”, Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии. Третье же произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, “Менуэт”, Баккерини, “Ода к радости”, Бетховена, “Испанское каприччио”, Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным:[7]

Схема 1.Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку

Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;

медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;

быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;

быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Таким образом, мы можем определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей (см. Табл.1). Это позволяет мне моделировать и изменять эмоции у агрессивных детей.

 

Таблица 1. Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние. основные параметры музыки    основное настроение    литературные определения    названия произведений

Медленная

Мажорная

Спокойствие    Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная    А. Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – “Аве Мария”; К. Сен-Санс – “Лебедь”; С. Рахманинов – концерт № 2, начало II ч.

Медленная

Минорная

Печаль    Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная    П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – “Смерть Озе”, “Жалоба Ингрид из сюиты “Пергюнт”; Ф. Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – “Мелодия”.

Быстрая

Минорная

Гнев    Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная    Ф. Шопен – Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1; прелюдии № 16, 24; А. Скрябин – Этюд № 6, соч. 8; П. Чайковский – Увертюра “Буря”; Р. Шуман – “Порыв”; Л. Бетховен – финалы сонат: 14, 23.

Быстрая

Мажорная

Радость    Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная    Д. Шостакович – “Праздничная увертюра”; Ф. Лист – финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт – “Маленькая ночная серенада”(I и IVч.); Л. Бетховен – финалы симфоний № 5. 6, 9.

 

Уважаемая редакция!  Прочитав начало статьи, я порадовалась, как научно грамотно выстроена ее вступительная часть. Ну просто образец введения для диссертации! Только непонятно, зачем это практикам?

Но чем  больше   в статье дело касалось самой музыки, с помощью которой предполагалось осуществлять коррекцию, тем очевидней становилось , что без профессионального музыкального образования заниматься музыкальной терапией нельзя. И без медицинского тоже. Иначе, какая же это терапия?  Кто ставит диагноз и выписывает рецепт? Слесарь 6 разряда дядя Вася?

Попытка уложить гениальные и уникальные произведения классиков в несколько граф с описанием эмоций, которые они выражают- вульгарна и пошла. Чудовищное непонимание смысла этих произведений вводит в заблуждение неосведомленных читателей величием имен:

6 симфония П. Чайковского - это музыка смерти, а не просто мрачное, трагическое или неспокойное  произведение. Какое отношение эта музыка может иметь к внутреннему состоянию агрессивного в поведении дошкольника?! Как можно психологу, знающему об эффекте резонансного  воздействия музыки на эмоциональный мир человека, советовать слушать то, что невозможно ребенку понять? Только в случае, если этот психолог - дилетант.

" Порыв" Р. Шумана - это пьеса о безудержном  порыве первой юношеской любви, а не  просто тревожная пьеса. Что может "отыграть" с ее помощью дошкольник, ничего не знающий об этой эмоции.?

"Маленькая ночная серенада" В. Моцарта- это музыка солнца и счастья. Ее рекомендует автор для  движения с целью снятия агрессии. ?? Для этого лучше всего сгодится этюд К. Черни или просто пьеса для  ударных инструментов в исполнении педагога. Не стоит забивать гвозди микроскопом. 

Можно продолжать по всему списку, но я, думаю, достаточно. Жалко слов на этот непрофессионализм. Каждый пишущий в журнал должен знать, где заканчиваются пределы его компетенции. И не заблуждаться на этот счет. А если он сам не очень адекватен, то кто- то в редакции должен принимать правильные решения. 

 

Музыкальная терапия- это область коррекции, требующая одновременно блестящего музыкального и хорошего медицинского образования. В нашей стране таким специалистом является только один человек -д. м. н.  Сергей Шушарджан. Но именно на него у  вашего автора нет ни одной ссылки! Кроме того, музыкальная терапия в древности была терапией ТОНАМИ, А НЕ МУЗЫКОЙ в нашем понимании. Это знание потеряно, как потеряно знание о воздействии древнегреческих мелодических ладов на здоровье и психику.   

 Музыкальная терапия -  не наука,  у нее нет своей теории и понятийного аппарата. Как и у педагогики, которая тоже наукой не является и никогда ею не была.  А то, что в нашей стране по данной специальности защищают диссертации , свидетельствует о глубоком непонимании сути педагогики. Давно народ не перечитывал сказку Андерсена "Новое платье короля". ))) Поэтому научно рассуждать рядовым психологам тут  совершенно не о чем.  Терапия музыкой - это вид культурного досуга для людей с ОВЗ. 

О психотерапевтическом воздействии музыки известно со времен Адама и Евы. Любой грамотный музыкальный руководитель и учитель музыки умеет использовать музыку  на своих занятиях для активизации и релаксации, для катарсиса и просто для улучшения настроения. Вот так просто,  без всякой высокопарной премудрости под названием " музыкальная терапия". А главное- честно. 

С улыбкой и уважением, 

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна, кандидат искусствоведения, учитель музыки. 

Другие интересные темы