Как я понимаю орф- педагогику...

Виктория Коржикова ( эссе по курсу ПК)

Как я понимаю орф-педагогику и зачем она мне нужна в моей профессиональной деятельности? 
 В моём понимании ОП даёт инструменты для активного восприятия музыки и даёт возможность быть сотворцом в каком-то смысле, а не только пассивным слушателем и исполнителем.ОП  использует развитие естественной природы человека и потому обречена на успех. Это должна быть массовая педагогика, поскольку она и не претендует на профессиональность, а напротив, предложена Орфом для каждого вне зависимости от его талантов. 
 Я так думаю, что ОП очень эффективна именно для детей до 7 лет когда люди ещё открыты для восприятия и имеют незашоренное мышление.  Восприятие музыки через движение и речь (пение) это очень важные момент. Психологи говорят, что все эмоциональные проблемы взрослых родом из детства, что многие люди часто сдерживали эмоции внутри себя и тем самым нажили кучу проблем, которые проявляются во взрослой жизни. Танцы это ещё и разрядка физическая, которая так нужна всем! Я отметила это особенно когда вникала в данную методику. ОП учит тому, что можно и нужно жить в реальном времени и наслаждаться моментом здесь и сейчас, а не потом, получая удовлетворение от конечного результата. Это так важно для всех людей в повседневной деятельности. 
 Идея звучащего мира это прекрасно. О ней говорится в орф педагогике так просто и доступно каждому для знакомства с этой стороной жизни. Многие люди ведь живут только в материальной плоскости и столького не видят и не замечают. По моим наблюдениям ощущение метра и ритма, а отсюда и ощущение времени у музыкантов развито намного сильнее, чем у остальных и развитию этого навыка  в данной педагогике уделяется большое внимание.  
В моём понимании орф педагогика-педагогика раскрепощения.  
Меня учили музыке в классических рамках и теперь я понимаю как мне трудно отойти от правил и начать просто сочинять. Орф педагогика открывает эту дверь и интуитивно это именно то, что я искала и , возможно, ещё и мне удастся себя раскрепостить и я начну импровизировать. Жаль, что до России это только сейчас докатилось.  
Вспоминая свои занятия с детьми в музыкальных школах, понимаю почему только единицы показывали хороший результат и по пальцам могу назвать одарённых и способных к обучению в рамках классической школы. Обучению череэ удовольствие ученики лишены в наших классических школах и уж точно не в движении, а ведь это так важно...  как выясняется. Вот, например, я последние годы стала клавишником в одной большой успешной группе и  могу сказать, что до сих пор не импровизирую и с трудом мне даются движения телом и одновременно пение, стоя за клавишами. Привычка не двигаться, чтобы не сыграть лишнего тут мешает. 
 Не спроста, думаю, люди любят шоу... Там тебе и песни, и пляски и краски... Орф педагогика объясняет многое для меня. Как пример (недавно пришло в голову) маппет шоу, которое я так любила смотреть в детстве и которое с интересом сейчас смотрит сын 2х лет. Там как-раз есть всё это. Я вижу как дети мои любят двигаться под музыку и не хочу, чтобы это желание угасало, ведь это так естественно даже выглядит...когда он крутится или качается из стороны в сторону, наслаждаясь.  
У меня было много взрослых учеников-частников, которые говорили, что ходили в детстве в дмш и ненавидели это. Я понимаю почему. Там вечная погоня за планом и сам процесс обучения совершенно нудный. Мне школа очень легко давалась из-за способностей и абсолютного слуха и я многих проблем не знала. А как быть другим? Им сложно. 
 Я проходила курс повышения квалификации по свободной импровизации и преподаватель, помню, сказал, что мы играем нафталин вместо того, чтобы сочинять и только сейчас я в полной мере понимаю что он имел ввиду. 
Никто нас не учил понимать и проживать ту музыку, которую играешь. Мне повезло, что  в училище мой педагог всегда уделяла этому должное внимание, научив меня думать в каждом такое о чём я хочу сказать. Навсегда запомню что она сказала мне однажды перед выступлением... Если будешь думать о том, что нужно сделать и о чём думать в каждом моменте, то некогда будет бояться. 
 В любом случае, мы лишь посредники между композитором и слушателем, а от себя мало что можем предложить слушателю, ведь даже тут от норм воспроизвеления почти не уйти, тут написано форте, а тут пиано и ничего ты не сделаешь-НЕЛЬЗЯ, если ты не мега известный исполнитель и можешь экспериментировать безнаказано ( я была однажды на таком концерте). На выходе из консерватории что мы имеем: очень много теоретических знаний и возможность играть по нотам. А также, нежелание слушать классическую музыку в своей повседневной жизни, потому как наслушаться пришлось “выше крыши” ради сдачи экзаменов по муз литературе. А сделать бы так, чтобы эта музыка запоминалась и проживалась так, чтобы потом её хотелось переслушивать сново и сново.  
Мне стала близка концепция орф педагогики сейчас, когда я стала мамой двух детей и вижу как они в обычной жизни реагируют на музыку. Пока у меня даже не возникает желания вмешиваться в то как воспроизводит звуки на клавишах сын... Как он пальцами нажимает, с какой силой и т.д. Как говорил тот педагог по свободной импровизации: “кто сказал, что нельзя играть по клавишам локтями, например, или стучать по крышке , или дёргать за струны и т.д.."это как-раз и есть момент импровизации и раскрепошшения, которых нас система лишила.  
Нам говорили ЧТО и КАК играть. Я же теперь хочу дать своим детям то, чего не дали мне-возможности поимпровизировать. Пока вот с тем, что можно использовать в повседневной жизни дома ( например кастрюли, ложки и т.д). Я вижу как этот подход работает. Дети в естественно-игровой форме и с удовольствием знакомятся с музыкой. Возвращаясь к классической школе хочу сказать, что нас лишали возможности мыслить, из нас просто делали (и продолжают делать) роботов и игрунов под копирку. Откуда возьмётся креативность, если до 7 лет мало кто уделяет этому внимание, а после 7 сразу ставятся  рамки школ. 
 Считаю данную педагогику неоценимо важной, поскольку она развивает мышление и креативность, которые так нужны для создания чего-то значимого в разных сферах жизни.  
Как я уже говорила, мне данное направление интересно прежде всего для развития своих собственных детей в таком вот творческом русле, но и в дальнейшем в преподавании другим детям обязательно планирую использовать именно эту методику как основную. Правда, в обычном ДШИ вряд ли дадут). Следовательно, это будет либо частный сад, либо своя студия как вариант. 
 Когда вспоминаю безразличные глаза учеников,которых приходилось из урока в урок натаскивать с каким либо произведением, потому что скоро экзамен, становится жалко и  их, и себя. С вероятностью 99,9 % они возненавидят музыку. Спрашивается, зачем вообще такое нужно?  

Другие интересные темы