Библиотека Вдохновенная встреча. Л. В. Виноградов и развивающее обучение Эльконина-Давыдова

Вдохновенная встреча. 

Развивающее обучение Эльконина-Давыдова и орф-педагогика. 

Много лет во мне, как заноза, сидела мысль: «Неужели никто из великих создателей современных концепций образования ни разу ничего не читал об орф-педагогике и не знает, где находится еще одно колесо от заветной колесницы?»  От колесницы, которая пока никак не едет и, тем более  не летит! 

Много лет назад, успешно «продавши» орф-идею самой себе, я ни разу не усомнилась в ее величии, глубине и нужности мировому образованию. За 25 лет работы на поле орф-педагогики я не устала, не перегорела, мне не стало скучно, я все так же готова, как факел, зажигать других и люблю работать с детьми! И именно поэтому меня больше всего мучила мысль: где все теоретики от образовния?

В 2020 году силами нашей Орф-ассоциации RusFOSA мы решили подготовить конференцию памяти Л. В.Виноградова, и я заглянула в интернет. То, что я там нашла, меня очень заинтересовало. Оказалось, что несколько лет в 70-е годы он был сотрудником знаменитой экспериментальной  лаборатории «Развивающего обучения» Эльконина-Давыдова! И пригласил его туда сам Д. Эльконин, очевидно ознакомившись с идеями орф-педагогики и элементарного музицирования, которыми всерьез увлекался Л. В. Виноградов. 

Понимая, что такой большой ученый, как Д. Эльконин, знаток психологии детства и детской игры, не мог пригласить в лабораторию для экспериментов невесть кого, я стала изучать подробно саму теорию развивающего обучения. Вопросы «почему и зачем» одолевали меня, как загадка. Но буквально после прочтения пары статей мне все стало понятно! 

Если бы в 1977 году Институт, которым руководил В. Давыдов, не был расформирован, а сам В. Давыдов не был уволен по идеологическим соображениям, мы бы сегодня имели орф-педагогику в начальной школе, как составную часть развивающего обучения Эльконина-Давыдова! У нас, по крайней мере, была бы альтернатива ныне существующей программе по музыке, корни которой уходят к утвержденной в 70-е годы программе Д. Кабалевского. 

Эксперимент Л. В. Виноградова по внедрению элементарного музицирования в начальную школу, продолжавшийся несколько лет в московской школе № 91, не был закончен, но Виноградов очень много сделал. И прежде всего, он сделал то, что сделать невероятно сложно: написал систематические пособия по курсу элементарного музицирования, который вел в школе! Возможно, именно это и убило его начинание: критики, увидевшие в них элементарную простоту и отсутствие привычной для них классической музыки, окрестили пособия «примитивом», а Л. В. Виноградов стал в Москве нон грата вслед за В. В. Давыдовым. 

Сейчас его книги кажутся немного наивными, а упражнения – всем известными формами работы. Но то, что написано им, как теоретические и методические положения, со всей очевидностью являют нам блестящего ученого, который самостоятельно разобрался в труднейших вещах о творческой и личностно-ориентированной педагогике. В то время и помыслить о таком было опасно, не только проводить эксперимент! Не случайно В. Давыдова в 70-е годы обвинили в том, что его развивающая педагогика готовит «диссидентов, которые задают слишком много вопросов»!

Я, анализируя основные положения развивающего обучения Эльконина-Давыдова, все время сравнивала их с главными принципами орф-педагогики. Мне было очень просто составить эту сравнительную таблицу, потому что совпадение оказалось практически полным!  Первый пункт в таблице объясняет, почему интерес к системе развивающего обучения не пропал и сегодня, хотя никто его специально не поддерживает – у нас отсутствует запрос на свободную, думающую личность. Первый пункт также объясняет, почему орф-педагогика так востребована сейчас в России и переживает настоящий бум, несмотря на всю «подпольность» ее существования.  

 

Развивающее обучение Эльконина-Давыдова

Орф-педагогика

1.Система Элконина-Давыдова соответствует современной Концепции модернизации Российского образования, принятой Правительством РФ: формирование инициативности, способности принимать нестандартные решения, нести за них ответственность, развитие у детей критического мышления.

1. Орф-Шульверк педагогика по своей главной сути нацелена на формирование творческого человека, принимающего нестандартные решения и несущего за них ответственность. «Подключение человека к его внутреннему источнику творчества»  главная цель орф-педагогики. Она практически решает одну из труднейших задач модернизаии образования  - творческое развитие личности. 

2. Деятельностный метод получения информации, основанный на поисковой модели. Знание дети получают, как результат своего опыта, «находят» его сами в результате сотрудничества и обсуждения.

Уход от репродуктивного обучения и парадигмы авторитарной педагогики. 

2. Орф-педагогика является целостной поисковой и творческой моделью, тк основана на исследовании, экспериментировании, импровизации. Творческая игровая педагогика, принципиальное отсутствие репродуктивных методов обучения. 

3. Процесс поиска ответов на вопросы, поиск решения также важен, как и результат. Нет ошибок, есть поиск вариантов. 

3. Творческий процесс в орф-педагогике важнее результата, нет «правильно и неправильно», все признается возможным вариантом творчества. Процесс творчества и есть самоценный учебный результат. 

4. Новый тип взаимоотношений между учителем и учеником: коллективно-распределительный. Главными приемами работы становятся кооперация при решении проблем, сотрудничество вместо соперничества, помощь при затруднении, поддержка инициатив детей. Работа в парах, малых группах разного состава.

4. Коллективно-распределительный тип взаимоотношений как основа элементарного музицирования в генезисе. Сотрудничество, кооперация, обмен мнениями, обмен ролями (лидер-нелидер) являются основой творческого процесса в группе. Работа в парах, малых группах с меняющимся составом. 

5. Развитие теоретического, научного мышления и всех его составляющих – одна из главных задач развивающего обучения Э-Д.

5. Развитие творческого мышления, как основы эффективного мышления вообще - приоритетная задача орф-педагогики. Критическое и теоретическое мышления являются составляющими творческого мышления и участвуют в процессах творчества. 

6. Для развития научного мышления обозначена важность развития воображения. В системе Э-Д большая роль предметов эстетического цикла: рисования, музыки, литературы: 30% учебного времени в начальной школе. В музыкальные уроки включено элементарное музицирование по пособиям Л. В. Виноградова.

6. Развитие фантазии и воображения являются главными целями в орф-педагогике, тк без них невозможно творческое обучение в принципе. Каждая форма работы включает в себя в той или иной форме развитие фантазии и воображения детей. Интеграция и синтез искусств как основа элементарной музыки открывают огромные возможности для творчества на уроке.

7. Безоценочность. Отметка, как оценка учителя не очень важна. Важна самооценка и оценка сделанного в сотрудничестве с другими. Удовлетворение от сотрудничества и кооперации. 

7. Поощрение и одобрение, поддержка друг друга – формы текущей оценки на уроке. Обсуждение и выявление особенных творческих удач – форма рефлексии в конце урока, развивающая критическое мышление детей и способствующая позитивной социализации. Радость общения, как одна из целей музицирования. 

8. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и других личностных способностей. 

8. Раскрытие и развитие творческих способностей каждого и создание условий для этого. 

9. Свобода мысли, свобода общения, свобода познания, свобода творчества. Развитие свободной, ответственной личности. 

Свобода мысли, свобода общения, свобода познания, свобода творчества. Воспитание хорошего человека в холистическом понимании этого слова.

10. Особого типа учитель, готовый работать в условиях поиска, неопределенности и роли наставника. Педагогу требуется переобучение в условиях реальной практики у мастеров-методистов. 

10. Орф-педагог учится специальным знаниям и умениям в практике семинаров, лабораторий, усваивая новые формы общения, игровые формы ведения урока и поддержки творческих процессов, а также способы работы с иным типом материала. 

В одной из статей прочла, что цепочка Выготский-Эльконин-Давыдов не закончена, но она не оборвалась. Возможно, ее достойно продолжит коллективная орф-педагогика, бурное развитие которой в России уже начало удивлять весь мир! Это будет блестящий результат синтеза орф-педагогики, качественного музыкального образования, теорий Выготского и развивающего обучения Эльконина-Давыдова.  И спасибо Л. В. Виноградову, который посеял здесь первые семена!

Автор: 
Т. Тютюнникова
← Библиотека