Библиотека Третья волна орф – педагогики в городе Горьком — Нижнем Новгороде

Педагогические принципы К. Орфа давно нашли признание в международном музыкальном образовании. Педагогов привлекает его концепция элементарного музицирования, основанная   на    единстве    различных и равноправных    видов художественной деятельности: музыки (ритм, пение, коллективная игра на разнообразных инструментах) движения, слова, импровизации.

Мне лично близки воспоминания В. Жилина: «…новые подходы, связанные с ритмом, с игрой, с движением вдохновляли… Поражал набор инструментов и возможности их применения, поражало постепенное введение и обучение импровизации, поражала возможность воспитания свободной личности, поражало чисто музыкальное воспитание без всяких словесных аналогий, без словесных украшательств, без необходимости оправдывать музыку – а слова использовать только как носители ритма и тембра, а также как тексты в песнях».

Оксана Тимофеевна Леонтьева и ее книги. 1964 – 2010 год.   Г. Г.К. имени М.И. Глинки

Первым музыковедом, открывшим Карла Орфа Российским музыкантам-профессионалам и любителям музыки, стала Оксана Тимофеевна Леонтьева (1932 -  2005 г). Книга О.Т. Леонтьевой «Карл Орф» вышла в 1964г. Именно в этот год Оксана Тимофеевна приезжала в г. Горький и рассказывала преподавателям и студентам Горьковской Консерватории об этом композиторе и о своей работе. Тогда, по воспоминаниям Храмовой Инны Михайловны – преподавателя Консерватории, слушателей заинтересовали не столько его педагогические взгляды, сколько его творчество («Кармина Бурана»). В последствии О.Т. Леонтьеву с г. Горьким связывала работа над книгой «Пауль Хиндемит», которую она делала совместно с Тамарой Николаевной Левой, педагогом Горьковской Государственной Консерватории имени М.И. Глинки.

Семидесятые годы, занятия  Моисеевой И.С. со студентами ГМУв классе педагогической практики  (позже  ставшем  детской хоровой студей «Жаворонок».

Знакомство с музыкальной системой К. Орфа было включено в программу «Методики преподавания сольфеджио» Горьковского музыкального училища. Этот предмет вела Моисеева Ирина Сергеевна, замечательный преподаватель и методист училища. Мы, студенты теоретического отделения (выпуск 1970 – 1974 г), читали книгу Л.А. Баренбойма «Система детского музыкального воспитания К. Орфа» (1970г изд.), писали рефераты по этой книге на темы, предложенные Ириной Сергеевной: «Школа К. Орфа» Никитина Ольга, «Ритмическое воспитание по системе К. Орфа» Белобородова,  «Шульверк К. Орфа» Селина Ангелины, «Карл Орф и его институт» Цикина Ирина,  Шокурова Надежда.

Курсовые работы студентов ГМУ (1968 – 1977гг) по книге Л. Баренбойма:

1. Первая волна Орф – педагогики в Горьком.

Вначале восьмидесятых годов в Москве активно проводил семинары Лев Вячеславович Виноградов, известный музыкальный педагог, психолог, автор системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей. Свою программу Виноградов создал на основе опыта выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодая и Б. Бартока в Венгрии, К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, Ж.-Далькроза в Швейцарии, Пьера ван Хауве в Голландии.

Семинар Л. Виноградова предположительно состоялся в Горьковской Государственной консерватории имени М.И. Глинки. Среди слушателей находились ее преподаватели и студенты, а также их коллеги из других учебных заведений нашего города. Вот некоторые, из мне известных: Ражев А.П., Моисеева И.С. (они входили в организационный состав), Сивухин Л.К., Ежов А.А, Кожухин В.Н, Вьюк М.Я, Войлокова Н.С., Л. Беклемишева.

Лев Виноградов . Перепечатки партитур К. Орфа из «Орф – Шульверк» («Schulwerk»).

Материалы с семинара Л. Виноградова.  Середина восьмидесятых годов.

Те, уже немногие, кого я спросила об этой встрече, к сожалению, не помнят подробностей… Но в архиве моей мамы, И.С. Моисеевой, сохранились предложенные на семинаре Л. Виноградовым партитуры, в которых мы узнаем перепечатки «Орф - Шульверк» К. Орфа, партитуру П. ван Хауве «Колокольчики», а также обработки народных песен: белорусской «Кую, кую ножку», еврейской «Тумба», игровой «Влево мы пойдем» и другие.

Педагоги, присутствующие на этом семинаре понесли своим ученикам полученные новые знания. Я вспоминаю ритмический речевой канон со звучащими жестами: «Заяц (хлопки) – Волк (топ) – Чебурашка (щелчки) – Гена (шлепки)», которому меня научила И.С. Моисеева. Во многих музыкальных школах появились детские «шумовые» оркестры.

Говорят, что именно Л. Виноградов принимал участие в создании набора музыкальных инструментов, произведенных в г. Кирове (как аналог инструментов, которые разработал К. Орф в «Студии – 49»). Несколько комплектов были закуплены, и на них впоследствии играли ученики ДМХШ «Жаворонок» и студии «Петушок».

Моисеева Ирина Сергеевна и ее студия раннего раннего развития  способностей  «Петушок» 1985год

В 1985 году, используя полученный опыт, И.С. Моисеева создала первую в Горьком студию раннего развития эстетических способностей «Петушок».  На занятиях ребятишки 3 - 6 лет и их родители занимались рисованием, танцами, английским языком и, конечно, музыкой: пением и игрой на музыкальных инструментах. Мама вела английский язык, а мне посчастливилось вести все остальные предметы. Особенно тяжело давалась игра на металлофонах, зато игра на струнных цимбалах пошла, что называется, «на ура»!

2. Вторая волна орф-педагогики в городе Горьком прошла незаметно для музыкальной общественности.

В 1996 году в Нижегородском Государственном Педагогическом Университете отрылось отделение «Музыкального образования». Его возглавила Нелли Борисовна Кухарева - доцент кафедры и педагог, много ездивший по стране и живо интересующийся новыми процессами в музыкальной педагогике.

Она познакомилась с орф – педагогами Т. Боровик (Москва 2000г) и В. Жилиным (Челябинск 2006г) и пригласила их в Нижний Новгород, где каждый провел пятидневные семинары, включавшие лекции и практические занятия для студентов и преподавателей   НГПУ. Среди них были, ставшие первыми из нижегородцев членами педагогического общества К. Орфа, Кухарева Н. Б., Иванова А. В., Яковлева О.Ю.

В.А. Жилин, основатель орфовского движения в России, президент педагогического общества К. Орфа, организованного при Челябинской организации музыкального общества (1988г.) Он стал и одним из организаторов общеобразовательной школы им. Карла Орфа (1992г., в настоящее время - Гимназии им. Карла Орфа). Будучи студентом Института культуры, В. Жилин заинтересовался орф – подходом, вступил в переписку с К. Орфом. В 1990 году, он посетил летний курс в Орф - институте (Зальцбург, Австрия), а в 2003 году в течении года обучался у сподвижников композитора на курсе «Музыкальное и двигательное воспитание по системе Карла Орфа». Интересно, что в восьмидесятых годах сам В. Жилин, также, как и горьковские педагоги – музыканты, изучал книгу Л.А. Баренбойма, побывал на семинаре Л. Виноградова и тесно сотрудничал с О.Т. Леонтьевой.

3. Третья волна орф – педагогики в городе Горьком, уже переименованном в Нижний Новгород, началась в 2011 году, с моей переписки с В.А. Жилиным. Тогда же я стала членом «Педагогического общества К. Орфа.

У меня возникла идея объединения, на основе педагогики К. Орфа, преподавателей – музыкантов, представляющих разные образовательные учреждения: детские музыкальные школы, школы искусств, общеобразовательные школы, музыкальные и педагогические колледжи, Педагогический Университет и Консерваторию. С целью   познакомить как можно больше людей с креативной педагогикой Карла Орфа, я создала в интернете группу «Орф – клуб Н. Новгород».

Семинар В. Жилина. Нижний Новгород 2016г.

Участники семинара  в Н. Новгороде.

Н.Б. Кухарева, В.А. Жилин, Е.Ю. Вдовина, Г.В. Лизунова «В контакте» я подружилась с другими клубами и их организаторами: в городах Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Тамбов, Омск и др. Тогда же познакомилась с деятельностью начинающего «Орф – клуба» в Самаре и его организатором И. Корнеевой. 

25 марта 2012 года Ирина Корнеева, по приглашению Г. Лизуновой, выступила на XIII-й Межрегиональной музыкально-педагогической конференции преподавателей теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (организатор Леонова Т.П.) и показала материал своего открытого урока «Элементы Орф – педагогики на сольфеджио в музыкальной школе». В этот же день, по моей просьбе, она провела урок с применением орф – подхода для преподавателей ДМШ и ДШИ г Нижнего Новгорода, детей и родителей студии «Теремок» (на базе детского клуба «Искра», директор Прохорова Т. А.). На этом уроке присутствовали также, ставшие впоследствии членами «Педагогического общества К. Орфа», А.В. Трифонова, О. В. Роганян. Так постепенно стала складываться нижегородская орф – команда.   

Вот самые активные ее члены, постоянные участники нижегородских семинаров: 

Наши  активисты

Г. Лизунова — преподаватель ДМШ№3 г. Нижнего Новгорода и ДМШ г. Семенов. В это время она писала диссертацию на тему «Музыкально-педагогическая концепция К. Орфа в России» и училась на втором курсе аспирантуры в Нижегородской Государственной Консерватории имени М.И. Глинки. Кропотливо собирая материал для своей работы, она побывала на международном семинаре в Варне (Челябинской области), познакомилась с Жилиным и другими орфовцами, стала членом Педагогического общества имени К. Орфа.  У Галины набралась небольшая орф – библиотека: первый том "Шульверка", а также пособия российских орф – педагогов Е. Забурдяевой, Н. Перуновой, Т. Тютюнниковой, В. Жилина. Она охотно поделилась с нами, хотя призналась, что практически не использовала Орф - подход на уроках в ДМШ, где преподавала сольфеджио. Впоследствии Галина продолжила свою работу по сбору орф - наследия и сотрудничала архивами   библиотек в России, Орф – института в г. Зальцбург (Австрия), библиотекой «Орф – центра» в Мюнхене.

А. Трифонова — преподаватель ДМШ №7 и детской студии «Теремок». Она активно применяет орф – подход в своей работе как в группах раннего развития для детей дошкольного возраста, так в работе с хором. Трифонова А.В.  создала свою программу по «Элементарному музицированию», написала методическую работу "Применение орф-подхода на начальном этапе работы над хоровыми произведениями в старшем хоре инструментальных отделений в детской школе искусств" (2013г). В 2015 году дала открытое занятие с хором 1 касса инструментальных отделений на III областном семинаре Нижегородские педагогические чтения "Музыкальная культура России. Прошлое! Настоящее. Будущее?" (тема «Развитие образного мышления в хоровом классе на основе креативной музыкально-педагогической концепции К. Орфа") и провела мастер-класс "Музыкально-педагогическая концепция К. Орфа в помощь хормейстеру» (в рамках областных курсов повышения квалификации для дирижеров детских хоров в областном методическом кабинете). 

С. Тажина — преподаватель ДШИ имени Б. Мокроусова г. Нижнего Новгорода, участник Нижегородских, Российских и Международных орф – семинаров. Светлана Валерьевна с удовольствием делится полученными знаниями с преподавателями Нижнего Новгорода и области (Большое Муращкино), выступает на курсах повышения квалификации. Она с интересом использует принципы орф – педагогики на занятиях по сольфеджио, сформировала свою программу «Элементарного музицирования» для работы с детским оркестром. Ее оркестр стал победителем всероссийских конкурсов в городах Мегион, Курск.

Н. Сатирская — музыкальный руководитель детского сада № 115 Московского района г. Н. Нижнего Новгорода. Работает по программам российских орф – педагогов. Приобрела для своего садика набор инструментов фирмы «Goldon» (Германия). Является ведущим педагогом стажерской площадки для курсов музыкальных руководителей г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области в НИРО по проблеме «Орф педагогика как значимый ресурс музыкального развития детей с ОВЗ».

О. Роганян — преподаватель МКОУ "Школа - интернат 39» г. Нижнего Новгорода для детей с особенностями в развитии.  Применяет орф - подход на занятиях с разновозрастными детьми с тяжелыми нарушениями в развитии и аутизмом". Одна из организаторов нижегородских семинаров.

Е. Гребешова — преподаватель ДМШ №2 имени А.П. Бородина г. Дзержинска. Она интересно применяет орф – подход на занятиях по фортепиано, работает с детьми с особенностями развития, а также в эстетической группе «Мозаика» для маленьких учеников (от 3.5 до 6 лет).

Э. Истомина — преподаватель по вокалу, руководитель вокальной студии. Участник многочисленных орф – семинаров российских и зарубежных ведущих. Очень интересно применяет полученные знания на занятиях по вокалу.  Автор и орф - проектов и кулинарных орф -  шедевров. А ее интересные видео занятий с учениками и «пионерами» в творческом лагере «Волжский берег» вы можете найти в интернете!

Е Вдовина преподаватель ДМХШ «Жаворонок» г. Нижнего Новгорода.  Участник и организатор орф – семинаров в Нижнем Новгороде. Проводит семинары в г Н. Новгород, Дзержинск, Урюпинск, Череповец. Ведущая орф – уроков в студии раннего развития способностей «Теремок» для детей 3 - 7 лет, автор орф – проектов и публикаций в журналах «Орф – вестник» и «Орф – Фокус».

Мы! Орф клуб Н. Новгород 2012г.

За период с 2011 про 2018 год мы побывали на семинарах российских и зарубежных орф – педагогов в Москве, Санкт – Петербурге, Самаре, выступали с сообщениями и практическими занятиями на курсах повышения квалификации в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Урюпинске, Череповце. 

За этот же период мы провели в Нижнем Новгороде практические семинары – встречи с И. Шестопаловой Новосибирск в 2013, 2014), Т. Тютюнниковой (Москва, 2014г, 2015г.), В. Жилиным (Челябинск, 2016г.), Э. Сафаровой (Екатеринбург, 2017г), Е. Попляновой (из Новосибирск, 2017г), Т. Ермолиной (из Москва, 2018г).

Нижний Новгород

Семинары И. Шестопаловой,Т. Тютюнниковой, И. Сафаровой, Е. Попляновой.

На каждом из этих семинаров было от 15 до 30 человек, среди них   студенты нижегородских колледжей и Консерватории, преподаватели ДМШ и общеобразовательных школ, музыкальные руководители детских садов и   эстетических центров, психологи, логопеды, родители учеников и, конечно, дети.

К нам присоединились новые заинтересованные коллеги: музыкальный руководитель детского сада О. Ивойлова, журналист и телеведущая В. Обливанцева, студенты Консерватории и преподаватели музыкальных школ О. Федянцева, Ю. Машарипова, В. Анисимова, психолог И. Кадышева, преподаватели НМУ М. Лобанова и О. Сильчук, учащиеся И. Харламов и Елена Тихонова и другие.

Приятно отметить, что участие в Нижегородских семинарах принимали и гости нашего города: Т. Йовенко, Е. Шушерова, Е. Батракова, Е. Сырцова (Дзержинск), Е. Антуфьева, Р. Алиева (Санкт – Петербург), Т. Антонова, И. Бодрашенко, Н.  Булатова (Москва), Е. Соснина (Ярославль), Т. Москалец (Брянск), Л. Ульянова (Тамбов), Э. Веховская (Великой Новгород) и другие.

Помощь в организации этих семинаров мне оказывали Нижегородская региональная общественная организация инвалидов колясочников и опорников "Инватур".  (председатель Р. Роганян), МКОУ "Школа - интернат 39» (директор Т. Давлетбаева), центр «Культура (директор С. Мосяйкина), НГОДБ (директор Н. Бочкарева), центр «Сияние» для детей с синдромом Дауна (директор Л. Калинина),  ГБУ ДОП Нижегородской области  «Учебно - методического центра художественного образования» (директор А. Попов), Центр «Веди» ( руководитель А. Соловьева), Нижегородский хоровой колледж имени Л.К.Сивухина (директор Е. Хазин), министр культуры С. Горин, Продюсерский центр Евгения Белозерова «Kompas», Новосибирское региональное отделение Российского педагогического общества имени К. Орфа, МБОУ ДОД  ДМШ№6 г. Новосибирска , Педагогическое общество России ( председатель секции «Творческая музыкальная педагогика Т. Тютюнникова), Образовательно – культурный центр «Альт» (И. Сафарова)  и другие.

Огромная им за это благодарность!

Члены орф – клуба приобретают необходимую педагогическую и музыкальную литературу, а также музыкальные инструменты, на которых играют на своих встречах в «Творческой лаборатории» и занятиях с детьми (магазин «Синкопа» Санкт – Петербург, директор А. Ахунова). 

 Все это мы делаем по большой любви к своему делу, к своим ученикам, во имя будущего нашей Родины. Мне приятно сознавать, что в России, и особенно, в нашем Нижнем Новгороде (Горьком) музыкальная общественность не оказалась в стороне от этого процесса. 

Елена Вдовина, 

организатор «Орф – клуба Н. Новгород»,

член педагогического общества К. Орфа,  

региональный представитель «Педагогического общества К. Орфа». 

Автор: 
Е. Вдовина
← Библиотека