(для детей подготовительной к школе группы или 1-го класса)
по принципам орфовской педагогики
После некоторого перерыва мы решили продолжить идею тематиче- ских музыкальных занятий, подразумевая при этом широкое и не всегда обычное исследование темы2. Ночной урок — это страшилки и колыбельная, ожившая Темнота и звучащая Тишина, светлячки и танцы теней. Все это при- чудливым образом живет в мировосприятии детей, таком образном и кон- кретном.
За внешней занимательной формой данного занятия скрыт не только чисто музыкально-педагогический смысл, но и эмоционально- психологический. «Может ли темнота мерзнуть за окном? Страшно ли, если рядом твои друзья? Почему так радостно, когда в темноте зажигаются краси- вые фонарики?» Ответы на эти вопросы фиксируются в ощущениях, пережи- ваниях, чувствах. Хочется подчеркнуть, что педагогические задачи здесь дей- ствительно скрыты для детей, поскольку данная форма музыкального обще- ния не назидает, а старается тронуть, дает шанс почувствовать и таким обра- зом увлекает.
Предложенный урок необычен еще и тем, что его проводить нужно поздней осенью или зимой, когда рано темнеет, т.к. темнота здесь является одним из главных «персонажей», а также необходимым условием для работы над многими моделями. Рекомендуем сделать частичное освещение в зале или классе (2-3 лампы в разных концах, которые должны легко выключаться и включаться).
Урок легко превращается в необычный детский праздник — Ночной праздник или Праздник Темноты. Возможно, это будет первым шагом к рас- ширению тематики праздников в детском саду и позволит выйти из заколдо- ванного круга золотых листочков и танцующих снежинок.
Методические рекомендации
Как всегда основу занятия составляет взаимодополняющее сочетание музыки, речи и движения. Для тех педагогов, которые впервые обращаются к подобным урокам, хочется напомнить, что речь, движение и музыка— это три средства, неразрывная связь которых составляет главное содержание орфовской музыкальной педагогики3. Прежде, чем музыка стала чистым ис- кусством и воплотилась в великих творениях классиков, она много столетий была связана с речью и движением. Именно поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и неоправдан, если в нем отсутствует опора на два главных корня, из которых выросла музыка.
Предлагаемый урок содержит 12 моделей, которые сразу нелегко вме- стить в одно занятие. Наверно, каждый педагог выберет для себя что-то под- ходящее и найдет возможность оформить материал по-своему. Мы тоже ста- рались сделать не просто «россыпь» моделей для занятия, а придать им есте- ственную последовательность и целесообразность. Поэтому урок в том виде, в каком он здесь представлен является неким образцом для творчества педа- гогов и создания ими собственных вариантов.
Методические рекомендации к моделям обозначают наиболее удобный и правильный, с нашей точки зрения, путь работы над каждой из них в про- цессе подготовки. Возможно, не все типы музицирования будут использова- ны вами на самом уроке: учебные уступят место творческим и концертно- исполнительским. Однако, если вашим детям некоторые из предложенных вариантов будут сложны и потребуют длительного разучивания, от них луч- ше временно отказаться в пользу доступных — всегда лучше предпочесть легкость и простоту, чтобы не вызвать чувства страха и неуверенности.
***
Обычные предметы и вещи обретают фантастические очертания в темноте. Попробуйте задрапировать тканью расставленные в зале причудливые пирамиды из стульев, различных строительных модулей, поставьте крупные растения. С помощью слабых ламп найдите интересное освещение, которое создавало бы загадочные тени. Сделайте так, чтобы вам самим было интерес- но в том пространстве, в которое вы приведете детей. Оно должно заворажи- вать и волновать, будить фантазию и желание придумывать игру.
Начните занятие с «обживания» пространства: походите с детьми в за- ле, негромко разговаривая о том, как необычно все сегодня.
- «Тили-тили, тень-тень» — игровая модель для начала занятия, ее за- чин. Станьте в круг и первый раз продекламируйте с детьми текст, со- провождая его шлепками по бедрам. Естественно рожденным движе- нием будет легкое покачивание из стороны в сторону. Попробуйте за- тем напевать мелодию и добавить хлопки. Инструменты нужно распо- ложить в центре круга, тогда дети смогут свободно садиться на пол и играть на них. Способ разучивания партий — игра с рук, т.е. с показа педагога. Лишние клавиши с ксилофонов можно снять. В самом начале возможно добавить только одну тарелку. Следующим этапом будет игровая форма, которая добавляет движение. 1.На первую строчку идут по кругу, взявшись за руки. 2. На вторую, быстро расцепившись, соединяют руки как в игре «Плетень». 3. Затем становятся на одну но- гу, помахивая «крыльями» (петух). 4. На последнюю строчку приседа- ют. В конце первой модели свет еще немного приглушается.
- «Темнота», муз М. Ройтерштейна (в оригинале песня называется «Зимний вечер»). Предложите детям присесть в кругу и спойте с ними эту замечательную песню без аккомпанемента фортепиано, сопровож- дая пение легкими метричными шлепками: по своим коленям двумя руками, затем, раскинув руки, по коленям соседей справа и слева (как в игре «Плетень»). Это движение завораживает и объединяет, создает особую атмосферу близости. Пойте негромко, побуждая детей при- слушиваться друг к другу и наслаждаться самим процессом совместно- го пения. В конце песни воспитатель гасит свет совсем и детей в кругу накрывает тонкой тканью — «темнота» пришла.
-
«Таинственное рондо» — это импровизационная, спонтанная игра на шумовых инструментах. Педагог декламирует первые две строчки сти- хотворения, дети добавляют остальные — игра начинается:П: Здравствуй, тот, кто в темноте, В темной, темной комнате. Д: В уголке не дрожи, О себе рассскажи. (Э. Мошковская) Затем один из детей выползает из-под ткани, берет в условленном мес- те на ощупь любой инструмент и играет на нем импровизацию — рассказ о себе. Затем называет свое имя и присоединяется к педагогу. Игра повто- ряется сначала, пока не останется под тканью один ребенок. Педагог предлагает, чтобы рассеять темноту, позвать светлячков.
-
«Светлячок» — русская нар. закличка. В процессе подготовки к занятию по- беседуйте с детьми о светлячках, расскажите, как таинственно они мерцают в ночи и как летают целым светящемся облаком. Нарежьте небольшие кусочки легкой фольги и подбросьте их вверх, предлагая детям представить, что так вспыхивают и гаснут светлячки в темноте. Когда все кусочки фольги упадут, на пол, пусть дети «поймают» себе по светлячку, посадят его в кулачок и на- чинают ему петь песенку. Дети свободно ходят по залу заглядывая в свой ку- лачок. Можно им сказать, что надо попросить светлячка вновь зажечь свой потухший огонек. Замечательный эффект получается, если вы предложите детям сыграть на металлофоне или глокеншпиле свет светлячков. Это будет импровизация, где они проявят свою удивительную способность и вообра- жение слышать неслышимое и видеть невидимое. Заканчивая пение словами «ты рассей черноту, прогони темноту», педагог обращает внимание детей, что «темнота», сидевшая под куском ткани, уползает в сторону. В зале вклю- чается более яркое освещение.
-
Танец с фонариками. Моравская нар. мелодия. Фонарики лучше предложить сделать дома с родителями, чтобы у каждого был свой, неповторимо укра- шенный блестками, бусинками, ниточками и пр. Для танца можно сделать большие фонари из выдолбленных тыкв, в которых прорезаны произвольной формы отверстия, а внутрь ее поставлена баночка со свечкой. В этом случае две тыквы устанавливаются при повторении танца в середину каждого круга и одна в — в конце в центр. Такие тыквенные фонари очень украсят танец. Движения танца предельно просты, дети в процессе подготовки запоминают лишь перемещения в пространстве. Фигуры танца даны на каждые четыре такта музыки. 1. Дети стоят в четырех кружочках друг за другом, двигаются простым шагом, держа фонарик в правой руке. 2. Меняют направление дви- жения, фонарики в кругу. 3. Двигаются в круг и из круга, поднимая и опус- кая фонарики. 4. Кружатся, рассыпаясь свободно по залу. В конце фразы об- разуют две шеренги, стоящие лицом. 5. Двигаются навстречу и обратно, поднимая и опуская фонарики. 6. Образуют два больших круга в разных час- тях зала. Танец повторяется. В конце дети образуют один большой круг, ста- вят фонарики вокруг тыквы и садятся на пол. Предлагаем также попробовать танцевать под песню «Фонарики», это слож- нее, но более содержательно и интересно. В этом случае в танце будут толь- ко первые четыре фигуры. В конце четвертой дети образуют два круга. Предлагаем также попробовать танцевать под песню «Фонарики», это слож- нее, но более содержательно и интересно. В этом случае в танце будут толь- ко первые четыре фигуры. В конце четвертой дети образуют два круга.
-
«Много разных звуков». Песня со спонтанным импровизированным допол- нением. Обращаем внимание педагогов, что эта песенка исполняется в уроке дважды: один раз с ночными звуками, другой — с утренними. В приложении приведены оба варианта текста. Дети сидят в кругу, педагог ходит за кругом, напевая вместе с ними песню. Ребенок, возле которого он останавливается, придумывает звук, каким можно наполнить тишину: тихонько пошуршать ладошками, пошлепать по ковру, пощелкать языком, шумно подышать и т.п. Затем педагог и ребенок меняются местами (педагог садится в круг, ребенок становится ведущим). Песня повторяется несколько раз. В завершении педа- гог начинает щелкать языком, подражая часам, и спрашивает детей, на что похоже звучит. Попробуйте с детьми «изобразить» разные часы, используя слоги : дон-дон, дон-дон (четвертные), тики-тики, тики-тики (восьмые), бо- ом, бо-ом (половинные).
-
«Шестеренки» — двигательно-импровизационный этюд на взаимодействие. Дети распределяются произвольными парами и импровизируют движения, имитируя работу шестеренок в часах, стараясь взаимодействовать друг с другом. Одни пары помогают себе слогами «дон-дон», другие — «тики- тики», соответственно изображая большие или маленькие шестеренки. Педа- гог импровизирует ритмичный аккомпанемент на барабане, бонго, коробоч- ке. Обратите внимание детей на то, что у каждой пары должна быть своя не- повторимая шестеренка. Впоследствии удачным дополнением будет импро- визация 2-3-х детей на шумовых инструментах: треугольнике, тарелке, коро- бочке. Игра имеет множество вариантов дальнейшего развития: по трое, чет- веро, в двух кругах, и т.д.
-
«Часы». Ритмодекламация на музыку Я. Медыня. Выучите с детьми сначала стихотворение, сопровождая его соответствующими звукоподражаниями, которые подразумевает текст. Обратите внимание, что звукоподражания по- степенно наслаиваются друг на друга и звучат одновременно. Когда дети смогут декламировать самостоятельно, добавьте фортепианный аккомпане- мент. Окончание ритмодекламации логично подводит к следующей модели: «Было тихо, очень тихо, тихий час теней...»
-
«Бег теней» — импровизированный теневой театр. Два педагога держат ку- сок белой материи (простынь), сзади которой установлена достаточно яркая лампа. Все дети располагаются перед «экраном» и по очереди импровизиро- ванно двигаются в пространстве между тканью и лампой, представляя зрите- лям, что захотят. Для модели необходимо включить фонограмму. Удачно подходят к ней «Мимолетности», «Сарказмы» С. Прокофьева или прелюдии Д. Шостаковича.
-
«Колыбельная». Эта пьеса взята нами из «Шульверка» К Орфа и адаптирова- на для исполнения маленькими детьми с аккомпанементом инструментов. Колыбельную можно инсценировать по тексту. В конце все дети засыпают, в свободных позах замирая на полу.
-
«Много разных звуков». Песенка об утренних звуках исполняется педагогом в то время, пока все дети «спят» (см. текст в приложении). После куплета можно сказать: «Вот тихонько шуршит трава» — и пошуршать бумагой или маленькими маракасами. «Еле слышно закивали головками колокольчики» — позвенеть рыболовным колокольчиком. «Проснулась вода в озере» — легкое глиссандо на металлофоне. «Засвистели птички» — трель на любых звуках свирели или блокфлейты. «Вот и нам пора вставать, не хотим мы больше спать!» —бодрый голос бубна.
-
«Ама-лама». Песенка-зарядка. Сопровождайте пение движениями по тексту, которые должны придумать сами дети. Можно кистями рук показать, как трепещет листва, и паучок спускается вниз по паутинке. Муравей и сороко- ножка, конечно, ползают, а пяточки и ножки танцуют у каждого по-своему. Припев-скороговорку можно не петь, а декламировать, сопровождая ее про- стым аккомпанементом звучащих жестов: притоп и хлопок. На слово «буки» исполните два шлепка по коленям. Разучив песенку с движениями, добавьте к ней аккомпанемент 1-2 инструментов. Выбирайте партии, которые по си- лам будут вашим детям. Мелодию на ксилофоне должен исполнять педагог.