Библиотека И шелест к шороху спешит Бумажная симфония

Урок для учащихся 1-2 классов

Мир полон запахов, красок, звуков. Удивителен мир звуков, окружающий нас: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих, сияющих и колючих. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни: мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами ли- стья, визжит тормозами машина и торжественно “звучат” звезды Вселенной. Мы все знаем, какого цвета небо, ночь, огонь... А как звучит ночь? Переливается бар- хатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колоколь- чиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Задавайте себе и детям подобные вопросы как можно чаще — из ответов на них рождается чарующая детская музыка.

Нам, взрослым только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. Фантазия и воображение могут вдох- нуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. Стоит прислушаться — и в лег- ком постукивании карандашом по парте можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте — целую Бумажную симфонию, звучащую каждый день в каждом школьном классе. Ее мы и предлагаем сегодня создать и исполнить на уроке музыки «И Шелест к Шороху спешит». Особо хочется подчеркнуть, что это «игра в симфонию», а интеллектуальное постижение строения симфонического цикла мы без сожаления оставляем на потом. Предлагаемый материал обладает по- тенциалом для использования его на 2-3-х последующих уроках.

Он необычен не только тем, что основным музыкальным инструментом яв- ляется различного качества бумага, но прежде всего своей идеей, что Звуки и Му- зыка являются поводом для игры, дыхание которой живет в любом искусстве, даже самом серьезном. Ваша собственная фантазия и творчество будут украшением и дополнением ко всему нами написанному1. Урок желательно проводить в классе, в котором парты сдвинуты к стенам, а стулья расставлены по периметру, чтобы в центре было свободное пространство для движения.

***

Цель урока: развитие музыкальности детей и способности к импровизацион- ному творчеству в совместном музицировании.

Задачи урока: обострение слухового восприятия; целенаправленное развитие различных компонентов музыкальности детей (тонкости тембрового восприятия, метроритмического чувства, гармонического слуха, чувства формы); развитие на- выков элементарной импровизации, ассоциативного мышления, звуковой фантазии и воображения, установление интуитивных смысловых связей между шумами и музыкальными звуками.

Необходимые пособия и материалы: 

  • бумажные листки различного размера, качества и толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, бумага гофре, упаковочная; (удобно разложить их в отдель- ные коробки).
  • бумажные бабочки, сделанные из разных конфетных фантиков (см. «Китай- ский танец»); бумажные барабанчики (для «Шуточки»);
  • длинные разноцветные ленты длиной 50см из бумаги гофре, полиэтилена и легкой воздушной фольги (для бумажного фонтана);

Инструменты: маракасы, сделанные из любых маленьких коробочек, засы- панных различной крупой; открытые коробки среднего размера, в которые насыпа- на разная крупа; семечки, скорлупки от орехов (фисташек, грецких); треугольник, коробочка, тарелка, ксилофон. 

Ход урока и методические пояснения.

Программное содержание «Бумажной симфонии». На далекой Бумажной планете мирно правили два короля. Одного звали Шорох Шелестович, другого — Шелест Шорохович. На этой планете все было бумажное, даже ее жители: бумажки и бумажечки, листочки и странички, бумашуршики и бумалистики, шелешорохи и шуршебумики, шелелистики, и шуршунчики. (Пусть дети самим придумают, как еще звали жителей Бумажной планеты).

Оба короля часто ходили друг к другу в гости — они были очень дружны и так похожи, что надо было хорошо прислушаться, чтобы понять, кто из них сейчас говорит. К тому же разговаривали короли очень тихо. (Предложите детям взять разные бумажки и подумать, как создать шорох и шелест, обратив специальное внимание на то, что звуки должны быть тихими. Каждый может придумать се- бе имя — шуршунчик, бумашуршик и т.д.)

Скажите детям, что сегодня на уроке вы вместе сочините и сыграете Бумаж- ную симфонию. Непосредственное участие в ее создании будут принимать сами короли — Шорох и Шелест.

Вступление. «И Шорох к Шелесту спешит» — модель для озвучивания стихотворного текста шумами — звуками бумаги различного качества, маракасами, щуршанием щеточки по кожаному барабану, потиранием ладошек и т.п. Первый раз продекламируйте стихотворение по строчкам, сопровождая его по своему ус- мотрению соответствующими звуками (графическая запись — это только толчок к вашим собственным идеям). Затем предложите сделать то же самое детям (8-10 че- ловек), часть из которых будет «шорохами», а часть «шелестами». (Сконцентри- руйте внимание детей на очень тонком тембровом различии возникающих звуча- ний. Его, действительно надо услышать, в чем и состоит главный педагогический смысл данной модели).

В завершении дети могут с помощью считалки выбрать двух королей и, раз- делившись на две команды, за 4-5 минут попробовать нарядить их в бумажные костюмы (приготовьте также большие газеты, разной формы кусочки цветной бумаги, бумажные ленточки и клей).

1-я часть симфонии «Бумажный лес» состоит из двух взаимосвязанных моделей: «Сто чудес» — речевой ритмической игры и песенки «Много разных зву- ков» с темброво-ритмической игрой «эхо». Это динамичная часть, требующая вни- мания детей и быстрой реакции. Она фактически является ритмической и интона- ционной разминкой, которая должна быть проведена вами за 5 минут.

«Сто чудес» — вначале «запустите» пульс с помощью звучащих жестов (шлепков и хлопков) и начинайте декламировать текст, побуждая детей вторить вам. Каноническую фразу можно не разучивать на первом же уроке. При повторе- нии модели мелодизируйте текст по предложенному нами образцу, возможно, вы сами будете импровизировать несложные интонации. Певческая часть должна так- же проводиться как игра «эхо» — дети стараются повторить за вами услышанные интонации. Не подыгрывайте им на фортепиано, приучайте детей подстраиваться к вашему голосу, это обостряет слух и заставляет их внимательно прислушиваться. С каждым разом дети будут интонировать все точнее. На следующем уроке испол- няйте эту модель с гармоническим аккомпанементом ксилофонов и металлофонов.

Спойте детям песенку «Много разных звуков» и предложите подумать, кого в утреннем лесу можно изобразить с помощью шорохов, шелеста, шуршания. Воз- можные варианты есть в нашей модели. Для темброво-ритмических диалогов раз- дайте трем группам листки простой бумаги, целлофана и маракасы. Череду их, за- давайте детям для повторения различные ритмы. Игра проводится в едином метро- ритмичеком движении, без остановок и пауз.

2-я часть «Вальс для ужей»3. Попробуйте «запустить» шуршащее остинато барабана и маракасов и спеть детям на его фоне первую часть мелодии вальса. Его вторая часть — речевая перекличка с шуршащим аккомпанементом. Дети делятся на 4 подгруппы, ритмично шурша бумажками, после чего допевают вокальную фразу части В. Предложите всем детям стать маленькими ужиками и свободно тан- цевать под собственное пение. Не расстраивайтесь из-за потери качества пения, это закономерно. Зато дети приобретут незаменимый опыт спонтанного «проживания» вальса в движении и образе.

3-я часть «Танец бабочек». Китайский танец. Разноцветные конфетные фантики волшебно превращаются в красивых бабочек, если их проткнуть палочкой от чупа-чупса или обычной заостренной спичкой. По две бабочки дети должны за- готовить заранее и принести на урок. Вы можете сделать несколько бумажных ба- бочек побольше размером и раздать их для украшения танца. Когда дети будут танцевать, они все время должны вращать палочку между пальцами, поднимая и опуская руки, что создает необыкновенный эффект порхания бабочек в воздухе.

Танец исполняется сразу весь после полуминутного объяснения-показа двух движений — легкого бега на носочках и движения в круг и из круга.

Вступление: все сидят, постепенно поднимаются и образуют круг.

1-я часть. Легкий бег по кругу, вращая бабочками (8 тактов). Затем движение в круг и из круга. 

2-я часть. Легкий бег врассыпную (8 тактов), к концу собраться в два круга. Движение в круг и из круга.

3-я часть. Бег врассыпную (8 тактов), к концу каждому найти себе пару. За- вершающие 8 тактов — импровизация в парах. Предложите детям вспомнить, как красиво танцуют летом две бабочки над цветами. Пусть их движения станут таки- ми же свободными и раскованными. В конце танца надо замереть каждой паре в своей особой позе.

4-я часть. «Бумажный финал». «Шуточка» В. Селиванова. Для исполнения пьесы в оркестре сделайте бумажные барабанчики из круглых пластиковых коро- бочек от йогурта, обтянув их сверху плотной бумагой и закрепив обычной резин- кой. Партитура пьесы задумана нами как чередование шуршания и четкого ритма (разделите детей на две группы). Эта крошечная миниатюра требует аккуратного и точного исполнения. Возможно, достичь такого качества удастся не на первом уро- ке.

Кода «Музыкальный фонтан». Музыка та же. Дети, взяв бумажные ленты, образуют трехэтажную композицию «фонтана» — в центре стоят несколько высо- ких детей с серебряными ленточками, вокруг них стоят маленькие ростом с целло- фановыми ленточками, третий круг образуют остальные, присев на колено с цвет- ными лентами. Дети импровизируют движения руками и телом, имитируя движе- ние водяных струек. это будет самым запоминающимся моментом урока.

Первые 8 тактов — тутти, играют все. Вторые 8 тактов — цветной круг за- мирает. На последние 6 тактов замирают целлофановые струйки, звучат только центральные серебряные ниточки, но с концом музыки затихают и они. Возможно педагогу придется вначале «дирижировать» фонтаном, не позволяя красочному действу под музыку превратиться в баловство и хаос. Необычный материал очень вдохновляет детей, но их эмоциями надо умело управлять. В конце все аплодиру- ют бумажным королям Шороху и Шелесту, которые помогли сыграть целую сим- фонию.

И напоследок очень важный совет: необходимо предвидеть шумные момен- ты урока (например, взять и положить на место бумажки, сесть на стулья после движения) и специально предупреждать их, сказав детям что-нибудь, типа: «Я сей- час закрою глаза, а вы за 10 секунд бесшумно положите все на место и сядьте на стулья». Педагогу необходимо детально представить себя и своих детей в данном уроке, проиграв его несколько раз в уме. Возможно, кому-то все это покажется слишком хлопотным, но «вход» в музыку для детей существует только через ра- дость и игру. Их на уроке надо специально создавать. 

Автор: 
Тютюнникова Т. Э.
← Библиотека