Библиотека Группа или труппа?

Группа или труппа?

Полемические размышления о давней проблеме.

Когда в 1997 году в журнале "Дошкольное воспитание" был опубликован первый материал о музыкальной педагогике Карла Орфа, я даже предположить не могла, какое количество вопросов в одночасье возникнет в практике тех музыкальных руководителей, которые заинтересовались ее идеями. В последующих публикациях я старалась дать на них вполне конкретные ответы и даже опередить появление новых. Но вскоре стало очевидно, что среди различных проблем есть одна самая главная, коренная в прямом смысле этого слова, которая и является источником многих остальных. Ее смысл очень эмоционально музыкальные руководители выражали примерно следующими словами: "Когда нам этим заниматься? От праздника до праздника живем".

Проблема и в самом деле не проста! Она заключается в том, как все мы — педагоги, методисты, администрация, родители понимаем цель музыкального воспитания в детском саду и его роль в общем развитии детей. Если цель состоит в том, чтобы показать, продемонстрировать, удивить, развлечь, то это одна модель, со своей философией и принципами. Она несколько десятилетий бытует в нашей стране. Если цель — вдумчиво и постепенно развивать, наблюдая и помогая каждому ребенку в его движении к музыке, то это совершенно другая модель, основывающаяся на иных подходах.

Сколько бы мы не заклинали сами себя фразой о большой и важной роли музыкального воспитания, реальное положение вещей со всей очевидностью показывает обратное. Наши реалии — это концертно-показательный подход к музыкальному развитию детей, который до сегодняшнего дня не позволяет понять важность последовательного обучения, обладающего своей логикой и закономерностями.

Суть этого подхода прекрасно известна каждому музыкальному руководителю и выражается двумя словами: "скоро утренник". Дальше мысль у всех движется примерно одинаково: "придут родители посмотреть, методисты оценить, коллеги сравнить, — надо всем взрослым угодить, эстетическое чувство их удовлетворить, чем-то удивить и, как минимум, развлечь.

Поэтому группа детей каждые два-три месяца превращается в "труппу" артистов-универсалов: хор и балет, фольклор и цирк, аэробика и оркестр непостижимо сливаются в этом странном жанре "детский праздник для взрослых" с квази-детективным сюжетом. Я позволю себе сделать фантазийную комбинацию из бытующих сценарных сюжетов: "Баба-Яга приезжает в детский сад на снегоходе и по компьютерной почте получает захватывающее сообщение из космоса, где Дед Мороз выращивает апельсины для подарков, о том, что он уже спешит к детям на елку и скоро приводнится в океане, откуда будет плыть на дельфинах в сопровождении папуасов". Карикатурность здесь, конечно преувеличена, но не намного. Такое сочетание глупости и современности, пришедшее в детский сад из низкопробных новогодних шоу, отражает, к сожалению, общие падение уровня культуры и профессионализма среди педагогов-дошкольников.

Почти неминуемая эклектичность подобного сценария в данном случае вопрос уже второй. Первый же: "Для кого праздник?" — так и остается многие годы без практического решения. Дети, выступающие в концерте для взрослых, собственно говоря, устраивают праздник последним —  со всеми вытекающими для маленьких артистов проблемами. Здесь и репетиции вместо прогулки, свободных игр и даже дневного сна, неизбежные нервозность, суета, завышение сложности репертуара.

Как все причудливо смешалось в нашем сознании! Если старшие дошкольники легко, интонационно точно поют и играют на инструментах, например, потешку "Петушок", то этот результат не впечатляет ухо взрослых. Если "Крылатые качели" на неопределенном звуке "ща" бемоль, едва успевая пролепетать два-три слога из текста, подобная инициатива музыкального руководителя может быть замечена и отмечена. И это, несмотря на то, что с таким репертуаром не справляются все без исключения дошкольники, и кроме вреда он ничего не приносит. Очевидно, некоторые взрослые этого просто не знают.

Когда приходится слышать, что в детском саду ставят балетные спектакли — от «Лебединого озера» до «Чиполлино», а коллеги вполне серьезно обсуждают глубину образа Червячка, созданного по системе К. Станиславского, мне становится бесконечно жаль малышей, потому что это может обозначать только одно: муштру ради амбиций взрослых, которой нет никакого оправдания. Высокое качество всегда достигается героической тренировкой, смысл которой не понятен детям и далек от их интересов. Поэтому подобные творческие эксперименты правильней было бы назвать регулярной эксплуатацией детства.

Наверно, нынешнее официальное название должности музыканта в детском саду — музыкальный руководитель точно соответствует тому, чем он на самом деле занимается: работает массовиком-затейником. Так, очевидно, и было задумано. По сути же своей он должен гордо нести звание музыкального воспитателя и заниматься профессионально и целенаправленно музыкальным развитием детей, процесс которого не может нарушаться никакими внешними обстоятельствами, будь то приезд важных гостей в детский сад или отвлеченные календарные события. 

Мне известно, что об этом мечтают как о несбыточном счастье почти все музыкальные руководители. Однако эта мысль должна созреть также в умах руководителей всех уровней. Только тогда, наверное, придет понимание, что праздники тоже не могут быть оправданием систематического нарушения последовательной работы педагога-музыканта с детьми. У меня нет чудо рецепта, но сложилось ясное представление о том, что праздник в детском саду должен измениться. Тогда время, занятое на подготовку к нему, сможет быть по праву возвращено плановой работе с детьми. 

Очевидно, что в детском празднике не может быть взрослых зрителей. И вообще зрителей как таковых. Дети и взрослые — воспитатели, родители вместе участвуют и создают сам праздник. У них есть общее праздничное пространство, в котором они взаимодействуют: играют, поют, танцуют, шутят, отдыхают, общаясь. Причем, взрослые должны отчетливо понимать, что это они организуют праздник детям, а никак не наоборот! Полноправным "действующим лицом" здесь становятся музыка, движение и слово. Если задуматься, то истинным содержанием праздника является не сценарий с написанным в нем текстом, а чувства приподнятости, раскованности, легкости, веселья, удовольствия. Нет всего этого — нет и праздника.

Родителей необходимо постепенно приучать к мысли, что их роль и участие не могут сводиться только к организации застолья, надо вносить свой действенный вклад и в создание самой праздничной атмосферы, что требует не материальных, а душевных затрат. Хотя им с положением пресыщенного потребителя зрелищ расстаться будет, конечно, нелегко. 

Каждый родитель, который принимает решение придти на детский праздник должен, как минимум, посоветоваться с воспитателями о своем участии в нем. Например, чья-нибудь мама может поиграть с детьми на инструментах и получить для этого свою партию. Чей-то папа будет смешным клоуном или джентльменом, который, встречая всех у дверей, почтительно снимает свой цилиндр. Для менее активных мам и пап можно найти спокойные роли, например, "зажигатель свечей" на торте. Есть множество простых и безыскусных способов встряхнуть ленивые души взрослых, привлечь их к сотрудничеству в таком непростом деле, как детский праздник. 

Совместное пение одной-двух песен, исполнение пары несложных, игровых по сути, танцев, целью которых будет общение, а не трюки руками и ногами с маской труда на лице, возможно также совместное музицирование на инструментах — этого вполне достаточно, чтобы музыкальная часть праздника была полноценной. Ничего не надо долго учить и репетировать! Некоторая доли непредсказуемости станет лучшим украшением праздника. Готовясь к нему, родители могут подготовить семейный номер для своего выступления вместе с ребенком, и это будет настоящим сюрпризом для всех. 

Словом, на пути к созданию сообщества детей, родителей, педагогов в детском саду, в их сотрудничестве и творчестве на благо рождения праздников с новым содержанием видится выход из тупика, в котором мы все невольно оказались. Музыкальный руководитель должен перестать быть массовиком-затейником и заняться своими прямыми обязанностями: систематическим и последовательным музыкальным развитием детей по современным программам и методикам.

За каждым музыкантом, которому уже сегодня своим умением грамотно работать удастся убедить в этом коллектив воспитателей и родителей, будет стоять маленькая победа здравого смысла! Свой вклад в эту победу может внести и орф-педагогика, которая учит, как, играя обучать, обучая развивать и делать это с удовольствием для всех участников процесса. Т.Э. Тютюнникова, доцент МПГУ, канд. искусствоведения.

Автор: 
Т. Тютюнникова
← Библиотека