ФОП, как федеральная образовательная программа, определила для всех музыкальных руководителей рамки содержания музыкального обучения детей, понимание его систематичности, последовательности, основанном на возрастных особенностях детей. Общие концептуальные задачи остались неизменными: формировать у детей музыкальную культуру и эстетическое восприятие на основе знакомства с классической, народной и современной академической музыкой.
Музыка – это главная составляющая той воспитательной среды, в которую мы погружаем детей, поэтому ее качество должно быть неоспоримо и общепризнано, как высокая культурная традиция человечества. У музыкального руководителя нет права проводить эксперименты на детях , допуская в репертуар второсортную музыку, а часто и просто музыкальный мусор. Таким образом, время, отведенное в дошкольном детстве для создания культурно-эстетической базы, основ понимания прекрасного, часто используется для низкопробных развлекательных шоу и конъюктурного формирования детского репертуара. Это категорически недопустимо и является грубым нарушением нормативных рамок ФОП.
Приведенный в конце раздела примерный репертуарный список исчерпывается тремя жанрами: музыка высокой академической традиции, фольклор народов мира и детская современная музыка, прошедшая испытание временем. Это не значит, что надо использовать лишь музыку из списка, но это прямое указание на рамки допустимых жанров и стилей. Никаких даже намеков на возможное использование популярной музыки, эстрадной музыки, музыки всевозможных мюзиклов , песен, написанных современными самодеятельными композиторами, в ФОП нет.
ФОП также содержит примерные ориентиры по конкретному содержанию работы в каждом из разделов музыкального воспитания, по каждому возрасту детей. Это означает, что обучение музыке, как и любое образование, продолжает оставаться систематичным и последовательным. А музыкальный руководитель должен в планировании и своей работе отражать ступени музыкального развития детей и над этим работать с помощью выбранного репертуара.
Сложившаяся практика выбора репертуара «под сценарий», «по заказу коллег или родителей», просто случайным образом является непрофессиональным и означает невыполнение задач музыкального воспитания детей. Выбирая репертуар, педагог должен ответить себе на три вопроса: ЗАЧЕМ, ЧТО и КАК? Это наши цели, задачи и методы. Специалист, составляющий музыкальный репертуар детям, без ответов на эти вопросы называется «массовик затейник». Такого нет в списке образовательных профессий.
Итак, какие общие задачи определила ФОП по музыкально-эстетическому развитию детей в ДО? Цитата:
- формировать у детей музыкальную культуру и эстетическое восприятие на основе знакомства с классической, народной и академической современной музыкой.
- продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
- развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;
- накапливать представления о жизни и творчестве композиторов;
- продолжать развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
- - продолжать развивать у детей музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;
- развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
- способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей;
- развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Исходя из вышесказанного логично подумать, как соединить обучение, творчество и исполнительство в музыкальном обучении дошкольников?
Современный подход к музыкальному воспитанию в старшем дошкольном возрасте можно представить себе, как взаимосвязанную работу по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование. Это очень условное разделение отражает закономерные этапы работы над любым материалом: разучивание, формирование навыков, затем творческое использование в новых условиях и, наконец, концертное исполнение выученного на праздниках. Педагог не должен упускать ни одну из составляющих грамотного обучения.
Педагогу важно отчетливо понимать, что и как он в текущем периоде будет у детей развивать, на каком материале и с помощью каких методик. Хорошо усвоенное становится основой для детского творчества, а лучшее и любимое исполняется на праздниках. Так складываются неразрывное единство музыкального обучения, творчества и исполнительства в детской практике. И этот подход универсален.
- Учебное музицирование - это обучение простейшим элементами музыкального языка и умению с ними обращаться в процессе работы над развитиием компонентов музыкальности у детей (чувства ритма, звуковысотного, тембрового и интонационного слуха, умения двигаться, чисто петь.). В процессе учебной работы происходит накопление у детей активных «словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования. Учебное музицирование организуется педагогом, как игровой процесс, чтобы дошкольники, играя, не осознавали, что их при этом учат.
- Творческое музицирование разнообразно по формам: это элементарные импровизации на инструментах, свободная импровизация в движении под музыку, образные танцы-этюды, спонтанное озвучивание стихов и сказок, а также первые попытки детей сказать что-то осмысленное на музыкальном языке в дилогических играх «разговоры», первые опыты коллективных импровизаций. Творческое музицирование подразумевает свободное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах. Это попытки детей «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые слова. Творческое музицирование, правильно организованное, дает шанс развитию детской креативности, воображения, помогает разбудить внутренний творческий импульс.
- Концертное музицирование предполагает исполнение группой или ансамблем детей хорошо выученного репертуара классической, народной и детской музыки, а также исполнение творческих работ детей, которые получили завершенную форму. Главной задачей данного вида музицирования является приобщение детей к исполнительству в форме коллективного соучастия.
В условиях объемных образовательных задач, их сложного интегративного характера дефицит времени у педагога и детей становится главным регулятором планирования, выбора репертуара и методик. Недопустимо перегружать детей, укорачивать время прогулки, сна, лишать их других занятий. Поэтому важнейшим принципом обучения детей-дошкольников является принцип «учить на малом многому». Учебный репертуар - это инструмент обучения и воспитания детей, а не средство для удовлетворения различных амбиций различных взрослых. Единственная причина выбора песни или музыки - насущная и высоко эстетичная польза для развития детей!
Выбранный репертуар должен быть многофункционален и давать возможность повторять его с усложнением, вариациями и неожиданными творческими изменениями. Он должен повторяться и закрепляется на протяжении всех 4 лет детского сада, чтобы дети им владели свободно. Именно поэтому в репертуар должны попасть только произведения «золотого фонда» детской музыки! Например, песенка «Листочки» А. Филиппенко может быть использована так:
- в младшей группе используется для слушания,
- в средней для импровизированного танца с листочками под пение педагога,
- в старшей для пения и работы над интонированием, ритмического аккомпанемента на шумовых инструментах, работы над размером 3/4,
- в подготовительной песня становится часть композиции «Осень», составленной вместе с детьми из разных жанров учебного материала.
Такая глубокая и тщательная работа дает высокое исполнительское качество и приносит плоды в виде формирования основ музыкальной культуры и эстетического вкуса у детей. Широко укоренившаяся порочная практика «скачек по репертуару» и разучивания все время нового наносит детям и обучению непоправимый вред, т.к. дети все время живут в плохо выученном материале, не видя и не слыша его красоты. Вот как будто вы ходите все время в недошитом концертном платье: нет одного рукава, боковой шов не застрочен, подол неровный, но надо идти на сцену…тут не до эстетики.
Канд. искусствоведения Т. Тютюнникова