Библиотека Что не так в нашем королевстве

ФОП,  как федеральная образовательная программа, определила для всех музыкальных руководителей рамки содержания музыкального обучения детей, понимание его систематичности, последовательности, основанном на возрастных особенностях детей. Общие концептуальные задачи остались неизменными: формировать у детей музыкальную культуру и эстетическое восприятие на основе знакомства с классической, народной и современной академической музыкой. 

Музыка – это главная составляющая той воспитательной среды, в которую мы погружаем детей, поэтому ее качество должно быть неоспоримо и общепризнано, как высокая культурная традиция человечества. У музыкального руководителя нет права проводить эксперименты на детях , допуская в репертуар второсортную музыку, а часто и просто музыкальный мусор. Таким образом, время, отведенное в дошкольном детстве для создания культурно-эстетической  базы, основ понимания прекрасного, часто используется для низкопробных развлекательных шоу и конъюктурного формирования детского репертуара. Это категорически недопустимо и является грубым нарушением нормативных рамок ФОП.

Приведенный в конце раздела примерный репертуарный список исчерпывается тремя жанрами: музыка высокой академической традиции, фольклор народов мира и детская современная музыка, прошедшая испытание временем. Это не значит, что надо использовать лишь музыку из списка, но это прямое указание на рамки допустимых жанров и стилей. Никаких даже намеков  на возможное использование популярной музыки, эстрадной музыки, музыки всевозможных мюзиклов , песен, написанных современными самодеятельными композиторами, в ФОП нет. 

ФОП также содержит примерные ориентиры по конкретному содержанию работы в каждом из разделов музыкального воспитания, по каждому возрасту детей. Это означает, что обучение музыке, как и любое образование, продолжает оставаться  систематичным и последовательным. А музыкальный руководитель должен в планировании и своей работе отражать ступени музыкального развития детей и над этим работать с помощью выбранного репертуара.

 Сложившаяся практика выбора репертуара «под сценарий», «по заказу коллег или родителей», просто случайным образом является непрофессиональным и означает невыполнение задач музыкального воспитания детей. Выбирая репертуар, педагог должен ответить себе на три вопроса: ЗАЧЕМ, ЧТО и КАК? Это наши цели, задачи и методы. Специалист, составляющий музыкальный репертуар детям, без ответов на эти вопросы называется «массовик затейник». Такого нет в списке образовательных профессий.

Итак, какие общие задачи определила ФОП по музыкально-эстетическому развитию детей в ДО? Цитата: 

  • формировать у детей музыкальную культуру и эстетическое восприятие на основе знакомства с классической, народной и академической современной музыкой. 
  • продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
  • развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;
  • накапливать представления о жизни и творчестве композиторов;
  • продолжать развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
  • - продолжать развивать у детей музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;
  • развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
  • способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей;
  • развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Исходя из вышесказанного логично подумать, как соединить обучение, творчество и исполнительство в музыкальном обучении дошкольников?

Современный подход к музыкальному воспитанию в старшем дошкольном возрасте можно представить себе, как взаимосвязанную работу по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование. Это очень условное разделение отражает закономерные этапы работы над любым материалом: разучивание, формирование навыков, затем творческое использование в новых условиях и, наконец, концертное исполнение выученного на праздниках. Педагог не должен упускать ни одну из составляющих грамотного обучения. 

Педагогу важно отчетливо понимать, что и как он в текущем периоде будет у детей развивать, на каком материале и с помощью каких методик. Хорошо усвоенное становится основой для детского творчества, а лучшее и любимое исполняется на праздниках. Так складываются неразрывное единство музыкального обучения, творчества и исполнительства в детской практике. И этот подход универсален.

  • Учебное музицирование - это обучение простейшим элементами музыкального языка и умению с ними обращаться в процессе работы над развитиием компонентов музыкальности у детей (чувства ритма, звуковысотного, тембрового и интонационного слуха, умения двигаться, чисто петь.). В процессе учебной работы происходит накопление у детей активных «словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования. Учебное музицирование организуется педагогом, как игровой процесс, чтобы дошкольники, играя, не осознавали, что их при этом учат. 
  • Творческое музицирование разнообразно по формам: это элементарные импровизации на инструментах, свободная импровизация в движении под музыку, образные танцы-этюды, спонтанное озвучивание стихов и сказок, а также первые попытки детей сказать что-то осмысленное на музыкальном языке в дилогических играх «разговоры», первые опыты коллективных импровизаций. Творческое музицирование подразумевает свободное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах. Это попытки детей «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые слова. Творческое музицирование, правильно организованное, дает шанс развитию детской креативности, воображения, помогает разбудить внутренний творческий импульс.
  • Концертное музицирование предполагает исполнение группой или ансамблем детей хорошо выученного репертуара классической, народной и детской музыки, а также исполнение творческих работ детей, которые получили завершенную форму. Главной задачей данного вида музицирования является приобщение детей к исполнительству в форме коллективного соучастия. 

В условиях объемных  образовательных задач, их сложного интегративного характера дефицит времени у педагога и детей становится главным регулятором планирования, выбора репертуара и методик. Недопустимо перегружать детей, укорачивать время прогулки, сна, лишать их других занятий. Поэтому важнейшим принципом обучения детей-дошкольников является принцип «учить на малом многому». Учебный репертуар  - это инструмент обучения и воспитания детей, а не средство для удовлетворения различных амбиций различных взрослых. Единственная причина выбора песни или музыки - насущная и  высоко  эстетичная польза для развития детей! 

Выбранный репертуар должен быть многофункционален и давать возможность повторять его с усложнением, вариациями и неожиданными творческими изменениями. Он должен повторяться и закрепляется на протяжении всех 4 лет детского сада, чтобы дети им владели свободно. Именно поэтому в репертуар должны попасть только произведения «золотого фонда» детской музыки! Например, песенка «Листочки» А. Филиппенко может быть использована так: 

  • в младшей группе используется для слушания, 
  • в средней для импровизированного танца с листочками под пение педагога, 
  • в старшей для пения и работы над интонированием, ритмического аккомпанемента на шумовых инструментах, работы над размером 3/4,
  • в подготовительной песня становится часть композиции «Осень», составленной вместе с детьми из разных жанров учебного материала. 

Такая глубокая и тщательная работа дает высокое исполнительское качество   и приносит плоды в виде формирования основ музыкальной культуры и эстетического вкуса у детей. Широко укоренившаяся порочная практика «скачек по репертуару» и разучивания все время нового наносит детям и обучению непоправимый вред, т.к. дети все время живут в плохо выученном материале, не видя и не слыша его красоты. Вот как будто вы ходите все время в недошитом концертном платье: нет одного рукава, боковой шов не застрочен, подол неровный, но надо идти на сцену…тут не до эстетики. 

Канд. искусствоведения Т. Тютюнникова 

Автор: 
Т. Тютюнникова
← Библиотека