Год назад, когда появился ФГОС дошкольного образования, я открыла свою книгу «БИМ! БАМ! БОМ! Сто секретов музыки для детей», вышедшую в 2003 году, прочитала несколько абзацев и вдруг в удивлении поняла, что так, как сейчас предписывает работать этот нормативный документ, я работала всегда! Чтобы написать книгу и обобщить опыт, мне понадобилось 10 лет практической работы — как раз в 1993 году я и пришла работать в детский сад Центра образования № 1679 г. Москвы. Теперь, оглядываясь на 20 лет назад и понимая, какой дорогой шла, хочу поделиться с коллегами своими мыслями. Мои многочисленные семинары в разных городах России помогли увидеть собственный опыт в огромном зеркале и сделать некоторые выводы.
ФГОС — документ, оказавшийся очень революционным для нашей отечественной педагогики. Настолько революционным, что у многих вызвал отторжение и неприятие, что уже давно ни для какого не секрет. И баталии на страницах педагогических изданий и конференциях часто носят характер плохо скрываемого сопротивления. Это внутреннее сопротивление системы и есть главный тормоз для внедрения документа в практику. В чем же его причина? Одна из причин — СТРАХ оказаться за границами того Города Детства, в который нас зовет и направляет ФГОС дошкольного образования образца 2014 года. Страх, что туда не пустят с существующим багажом мыслей и способов работы.
Однако ФГОС — это действующий закон, который всем надо выполнять, независимо от личных убеждений. Сомневающиеся либо становятся его сторонниками, либо покидают дорогу в Город Детства, выбирая другой путь в своей жизни. И никак иначе. Но еще лучше, если нам в масштабах целой страны удастся достигнуть консенсуса, осознавая, что личные амбиции и интересы Детства могут совпадать! Если мы все и вправду хотим видеть дошкольников, здоровыми, активными, действующими на основе ценностей, любознательными, чувствующими прекрасное, умеющими жить в социуме, стрессоустойчивыми, то всем нам сюда — дверь называется «ФГОС дошкольного образования». Это и есть наш КОНСЕНСУС.
Почему-то главные мысли документа показались практикам само собой разумеющимися, как будто они уже существуют в реальной жизни (например, полное оправдание игры и самоценности детства), а постулаты второго плана вызвали целую бурю эмоций. При этом именно они стали настоящим камнем преткновения в попытке понять документ. Например, многие управленцы до сих пор не могут поверить в отмену диагностики и представить себе работу без нее. Само существование насквозь фальшивой и вредной процедуры оценивания дошкольников в течение десятилетий приучило всех думать, что если процент на бумаге высокий, цифирь стройная — все будет хорошо: зарплата, аттестация, премии, престиж, имидж. Привычка так думать - это симптом тяжелой болезни дошкольного образования. Он свидетельствует об очень серьезных вещах. Некоторые из них нельзя не назвать.
Полная вторичная слепота участников образовательной системы и нежелание видеть, что реальность живая и другая, чем отражено в диагностике, а король часто бывает голым, хотя все твердят о его роскошном платье!
Вторичная слепота наступила в результате душевной глухоты, как ни печально это констатировать. Реальный ребенок у нас почти НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСОВАЛ последние «дцать» лет, потому и появился нынешний ФГОС, как попытка его защитить.
Вторичная слепота и первичная глухота породили также массовую немоту!!! Все молчат, хотя достоверно знают правду про новое платье короля.
Органы управления и надзора сейчас не очень хорошо понимают, что же они теперь должны проверять и как управлять? На самом деле, они должны проверять образовательную среду, за состояние которой сами же и отвечают. Но они хотят по-прежнему проверять воспитателя, т.е. оценивать то, что сами делать не умеют — работать с детьми в режиме живой игры и импровизации! Парадокс усиливается отсутствием соответствующего образования и опыта у части управленцев.
В этой ситуации большинство педагогов не могут поверить, что им будут когда-либо доверять! Однако, без доверия нет инициативы, нет творчества и нет желания сделать первый шаг!
Поэтому педагогическая практика сейчас замерла в оцепенении: все ждут ЧЬИХ-ТО указаний, боясь сделать этот самый первый шаг. А ведь хорошую, добротную работу с детьми, которую запрашивает ФГОС, может создать только практика - те самые простые педагоги, которым никто и не собирается сейчас доверить работу по преобразованию старого в новое. Но именно от них - их способности работать с энтузиазмом, ошибаясь, но исправляясь, от их уверенности, что не отобьют руки за инициативу, и зависит «жизнь» или «смерть» этого замечательного документа под названием «ФГОС дошкольного образования» на просторах России!
Что же делать и как начать выполнять в каждом детском саду требования ФГОС?
Совершенно очевидно, что идти к осуществлению его идей всем нам придется эволюционно. Переход в целом займет реально лет 10-15, но первые результаты в конкретном детском саду можно будет увидеть уже через полгода, если НАЧАТЬ РАБОТАТЬ. Так и надо начать работать всем, не ожидая указаний сверху: у нас есть ФГОС, там все предельно ясно написано!
Например, нужно в каждом детском саду объявить «Неделю игры» и позволить детям в эту неделю ИГРАТЬ, сколько хотят, а педагогам, удерживая в голове недельное программное содержание, попытаться уместить его в ту самую детскую игру, которая будет разворачиваться на их глазах всю неделю! Это попытка учиться ходить заново. Нужно указание сверху, чтоб сделать первый шаг? Нет! Необходимо желание идти вперед и творить новую педагогическую реальность.
Неделю спустя обязательно надо собраться всем воспитателям вместе и рассказать друг другу, что получилось, где было трудно и почему. У каждого найдется, чем поделиться. И даже единственное зернышко реального опыта окажется полезней чтения десятка брошюр, типа " Как работать по ФГОС в детском саду?" Обсуждение дает силы и понимание, как идти дальше, потому что первая «Неделя игры» в детском саду плавно перетекает во вторую, затем в третью, десятую и далее становится нормой жизни в учреждении! Через полгода подобной работы и постоянного ее анализа, отсутствия страха, желания учиться на практике и уверенности, что тебя поддерживают коллеги, вы окажетесь, на самом деле, в другой реальности. На пути к тому состоянию, которое можно будет назвать еще некоторыми словами из ФГОСа: у вас появится и детская инициатива, и вариативность, и индивидуальность каждого ребенка. Дорогу осилит идущий, а она всегда начинается с первого шага.
Игра нравится не только детям. Ее также беззаветно любят и взрослые! Может, им тоже тогда начать играть? Если игра — это РАБОТА детей, то работа взрослых — это их увлекательная ИГРА! Например, каждый четверг объявляется Днем чего-то. Это может быть День Разноцветных носочков в младшей группе! Все дети приходят в красивых ярких носочках, а воспитатель вокруг этого разворачивает игру и обучение: цвета, гигиена, коммуникация, театр, физкультура (бег и ходьба на носочках), танец в носочках на музыкальном занятии — и т.д. и т.п. Вариантам нет числа! Не трудно, но как увлекательно и интересно! При этом Праздник и Игра реально будут. Так, может, взять и объявить ближайшую пятницу Днем счастья? И попытаться его испытывать весь рабочий день? А заодно много о чем поговорить с детьми…А затем неделя за неделей приглашать это счастье в группу: День солнечных улыбок, День вежливых слов, День прогулок с зонтиком, День поиска того, чего нет, День апельсина, День мечтаний возле окна…
После мечтаний и полетов необходимо вернуться на твердую землю....Главный пафос ФГОСа состоит не в отмене диагностики или оправдании игры, а во всеобщем освобождении! Детей — от диктата взрослых и насилия, педагогов — от диктата программ, проверок и униженного состояния, органов управления и надзора — от рутинной работы и замены ее на творческую, полную человеческого тепла и уважения ко всем идущим по образовательной «лестнице»!
Но чтобы это освобождение состоялось, все взрослые должны, как уже упоминалось выше, должны избавиться от СТРАХА! От страха делать то, что предписывает ФГОС, как закон, от страха, что это может кому-то не понравиться, от страха быть специалистом на своем месте и уважать себя, от страха, сто уволят, если проявишь инициативу.
Когда соответствующая работа с собой будет проведена, то каждый получит бонус: дети получат обратно свое детство и право быть ребенком, педагоги увидят и почувствуют свое счастье быть творческими, принимать решения, а не работать, как крепостной, по чужим предписаниям и рекомендациям. Бонус органов управления и надзора в их нынешнем виде будет заключаться в понимании того, что можно, наконец, начать быть специалистами, которые приходят в детский сад, чтобы помочь, а не чтобы карать. Те, кто помогать в принципе не умеют или не собираются это делать в силу своих убеждений, просто перейдут на другую работу и станут Там счастливы.
Бонус государства будет тоже очень большой: здоровые, спокойные, любознательные и активные ребятишки, уважающие себя воспитатели, с достоинством выполняющие свою работу (огромная армия людей, между прочим), доверяющие образованию родители. Разбуженная инициатива и креативность педагогов позволит снизить затраты на управление и надзор: работающий с энтузиазмом педагог всегда работает хорошо!
Вам хочется быть послушными исполнителями или теми, кто крутит колесо жизни, создавая условия для проявления нового? Во ФГОСе есть место для тех и других. Только это один и тот же человек: послушно и точно выполняя нормы закона, воспитатель тем самым начинает раскручивать колесо современного этапа дошкольного образования в России!
Итак, подведем итог: инициатива, поощрение, добрые слова, приятная атмосфера, доверие, уважение, признание, сотрудничество, умение учиться у других — полет к звездам вам обеспечен! Никаких материальных затрат, на данном этапе. Только душевные. Но надо взять и попробовать! Может понравиться сразу и навсегда.