«Как я понимаю орф-педагогику и зачем она мне нужна в моей профессиональной деятельности?»
Пономарева Ольга
Много лет я работала учителем музыки в общеобразовательной школе. В музыкальном училище, которое я закончила, студенты изучали методику Д.Б. Кабалевского. Тридцать лет назад эта методика представляла совершенно новый подход к обучению школьников музыке. Изменилось название урока – из урока пения в урок музыки. На уроках появилось слушание музыкальных произведений, беседы о прослушанном, изучение нотной грамоты, знакомство с основными жанрами музыки. Предполагалась и игра на музыкальных инструментах, и пластическое интонирование. Программа предлагала тематическое планирование всего процесса обучения. Особенно тщательно программа была разработана для начальной школы. Были изданы фонохрестоматии, пластинки с учебным звуковым материалом. Бери , изучай, внедряй. Успех освоения программы зависел от степени заинтересованности педагога в результате своей работы.Казалось, что дети полюбят классическую музыку, поймут ее содержание, станут высокодуховными личностями. Захотят в массовом порядке посещать концертные залы, филармонии. Увы, надежды не оправдались. Ученики по-прежнему считают классическую музыку «старьем», которое не заслуживает никакого внимания. Отчего это происходит? На мой взгляд, в «грубом» подходе и внедрении в душу и сердце маленького ребенка информации, которую он не может «переварить» в силу возрастных психологических особенностей и общей культуры окружающей среды. Мы хотим приобщить детей быстро и немедленно к шедеврам классики, которую взрослые люди изучают в специальных учебных заведениях много лет, предлагаем слишком большой объем знаний для усвоения детьми в короткий срок. Заставляем детей полюбить то, что создано кем-то много лет назад. И в результате, получаем отторжение детьми классической музыки, причем, на всю жизнь. Ведь для того чтобы что-то полюбить, запомнить, захотеть воспроизвести, надо сделать своими руками, прочувствовать своей душой и сердцем. Затем разрешить новомувойти в себя и стать насущной необходимостью, частью самого тебя. То есть, творцами музыки должны быть сами дети.
В моем школьном детстве были обычные уроки пения. В класс приходил баянист и разучивал с учениками какую-нибудь песню. Эти простые занятия приносили радость и большую пользу. Мы распевали выученные песни с одноклассниками на переменах, в походах, на сборах, просто в одиночку дома. С тех самых пор в мой репертуар прочно вошли песни «Раненая птица», «Лесной олень», «Там, вдали за рекой» и еще множество песен. И никто учеников не спрашивал, чем нравится песня, не проверял, знаешь ты слова наизусть. Не писали тесты на знание имен композиторов и их творчества в целом, никого не интересовало, знаешь ли ты, чтотакое главная и побочная тема. Не задавали домашних заданий, рефератов. Поэтому мы учились с легкостью и увлечением. Мы продолжали заниматься любимым делом и во внеурочное время. Все девочки писали песенники. Это такие тетради, где записывались слова любимых песен. В песенниках рисовали, приклеивали красивые картинки из книг и журналов. Показывали подружкам и очень ценили их. У некоторых было по несколькутаких тетрадей. Почему было так здорово? Почему процесс обучения так нравился? С уверенностью могу ответить– детям не мешали быть самими собою, не заглушали их желания познавать мир через собственное творчество, не ограничивали жесткими рамками потребности реализовывать себя как желаешь того сам. Педагог лишь мягко и ненавязчиво подсказывал направление, а задача учеников заключалась в собственном развитии этой идеи.
Время неумолимо бежит вперед. Выросли мои дети. Разъехались в разные города. Мы с мужем переехали вслед за одним из них. Мне пришлось сменить работу. Прошла переобучение на воспитателя ДОУ. Проработала два с половиной года воспитателем и полгода музыкальным руководителем по совместительству. Что же я увидела в детском саду? Примерно тоже, что и в школе. Муштра, занятия в форме школьного урока, насаждение готовых знаний. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель моей группы всегда очень сердилась, когда дети начинали «вести себя плохо». Считалось, что воспитатель обязан «держать» дисциплину. С нового учебного года я буду работать только музыкальным руководителем и очень хочу изменить сложившуюся ситуацию. Я хочу сделать свои занятия творческой игрой, любимой детьми. В этом мне поможет орф-педагогика. Эта замечательная, прогрессивная методика направленана раскрытие творческого потенциала детей. Она как луч света, который позволяет работать с радостью, любовью и открытою душой. Основное положение этой методики – воспитание и обучение через искусство, творчество, основанное на связи музыки, движения и речи – соответствуют ФГОС, который обязаны выполнять все педагоги. Просмотрев вебинары, я увидела в какой непринужденной, радостной атмосфере проходят занятия. В процессе игры дети учатся петь, танцевать, играть на инструментах, импровизировать, фантазировать. На таких занятиях дети представляют собой «центр Вселенной». Их любят, уважают. От занятий и педагог, и дети получают массу удовольствия, радости. Хочется ещё и ещё раз попасть в такую творческую атмосферу, чтобы стать раскрепощённее, веселее, счастливее. На мой взгляд, это самая прогрессивная методика на сегодняшний день. Просматривая видеозаписи занятий, я ловила себя на мысли, что я хочу и могу так работать. Тем более, что такая возможность предоставлена вашим сайтом. В моих дальнейших планах продолжение обучения по программе КПК «Творческое музицирование с детьми 3-10 лет.Орф-Шульверк педагогика». Спасибо за то, что вы есть! И Vivat орф-педагогике.