Что не так в нашем королевстве?
Т.Э. Тютюнникова , канд искусствоведения.
Несколько молодых неопытных педагогов попросили меня пояснить видео, опубликованное на моей страничке в ВК. Так спросили: «А что здесь не так?» Я условно пронумеровала видео, чтоб на них ссылаться №1,2,3,4.
Не скрою- я очень удивилась, что антипример не режет глаз, ухо и мозг. Но понимаю теперь, что подобная картина очень распространена – так работают многие, и музыкальные руководители ориентируются на привычный шаблон. Печаль… Это не профессиональное музыкальное воспитание, это убогий досуг в группе присмотра в супермаркете.
1. Все примеры были под фонограмму. Это не просто нарушение нормы, а злостное, непрофессиональное игнорирование базовых основ начального музыкального музыкального воспитания.
В детском саду должен быть только живой звук для всех видов деятельности: пение под инструмент, игры под инструмент, танцы и ритмика. На утреннике допустимо использовать 1 фонограмму для народного танца, которая будет детям показывать особую красоту народной музыки. Ни в одной программе по музыке нет ни одного слова об использовании фонограмм. Только живой звук.
2. Качество фонограмм. Хорошая фонограмма стоит 3-5 тыс. долларов. За сколько купили свои фонограммы вы и педагог из приведенного примера? Это убожество и дикий бизнес «тетенек без композиторского образования», целый хоровод которых кормится на желании музыкальных руководителей иметь «что-то новенькое». Хотите деньги потратить – плиз, выкиньте их на ерунду. Только кто вам позволил эту ерунду нести детям и считать ее полезной для музыкального воспитания?? Полезное и нужное давно как примеры перечислено в разных программах, в том числе и ФОП. Читайте и думайте. Мы все в государственных учреждениях реализуем государственные программы по Музыке, а не собственные хотелки.
3. Педагог выбрала музыку, которая ни в одном примере не подходит к тем заданиям, которые она дает детям: в целом, она слишком быстрая, иногда непонятная (типа русского танца из Тодеса!), подобрана просто «от фонаря». Скорее, педагог, весь комплект (музыка плюс движения) откуда-то позаимствовала и, не думая, принесла своим малышам.
4. Общение педагога с детьми. Металлическим голосом указания-приказания следуют одно за другим без разбавления хоть чем-то человеческим: «вправо -влево, вниз, раз-два- три и т.п.». Это худший пример даже для авторитарной педагогики времён Бисмарка в Германии 19 века, откуда она в 20 веке прибыла в Россию. Дети в понимании данного педагога – это объекты манипулирования. Должны сделать, что велено – остальное ее не интересует. Что-то про ФГОС слышал этот педагог? Про инициативу детей, игру на занятии, творчество и удовольствие, про современные тенденции музыкального воспитания 21 века, про импровизированный характер занятия и утренника? Нет сил задавать больше риторические вопросы…
5. Вот видео № 1. Что за музыка? В потоке громкого счета педагога даже я не поняла, что это?
Мы НИКОГДА не считаем под музыку, чтоб дети что-то делали ритмично. Это недопустимо! На музыкальном занятии мы учим детей СЛЫШАТЬ музыку самостоятельно и выполнять действия самостоятельно. Это и есть задача музыкального воспитания. Что за невнятные задания и в чем их смысл: то двумя палочками, то по очереди, то одной палочкой? Как дети должны это понять? У них и интереса нет, сидят, как заторможенные пациенты ПНД. Это все дети с ЗПР?
Некоторые, естественно, заняты своими делами…Но это педагога не волнует совсем, она знай считает железным голосом: раз, два, три, четыре, иногда подхваливая их, как надсмотрщик: «Молодцы!"
6. Видео № 3. Шумовой оркестр под карело-финскую польку. Темп - стремительный и полетный явно не для группы малышей. Тут я бы и для подготовительной группы подумала: зачем она детям? Для какой цели я ее возьму? Но педагог на видео не отягощена такими мыслями и вообще, видимо, никогда ничего не слышала о соответствии репертуара возрасту детей и задачам, которые будет решать педагог. Она решает одну одну задачу: сделать оркестр к утреннику. Все! И опять все по показу, а простейшая двухчастная форма доступна пониманию младших детей без команд педагога, надо правильно над этим работать, начиная не с оркестра, а с разных видов движения и игр с этой музыкой. Но такие методические изыски, наверно, никогда не занимали мозг данного педагога.
7. Видео № 4. Музыка стилизованного русского танца от балета «Тодес»… Ну, что сказать, видимо, музыка вся закончилась, а педагог знает только то, что удалось позаимствовать на других ресурсах. Да, «Тодес», знает, зачем они взяли такую музыку (для стилизованного залихватского танца), а вот зачем этот цирк детям-дошкольникам – понять невозможно. Не говоря уже про изумляющие движения, которые предложены детям!
Что они им дают, почему именно эти движения, чему учат? То под ногой, то на голове, то как «вжик», то «тук»… Бессмыслица, которую дети должны выполнять и как-то понять. Мальчишка в красной рубашке увидел свое отражение в стекле и мигом переключился на свою собственную игру, даже попытался соседа увлечь более интересным делом. А педагогу до него дела нет, она не видит, что всем скучно, не интересно, дети просто повторяют, потому что деться им от нее некуда.
8. Не знаю., чем закончить. Если это сейчас называется «музыкальное воспитание», то я тогда я принцесса Диана. Это полное уничтожение подобными педагогами (без должного образования и музыкальной культуры ) идей музыкального воспитания, которое заложило в Программы государство. Хорошо бы их всех уволить по статье «несоответствие занимаемой должности» и послать за ворота учреждений образования. Они злостно и намеренно не выполняют основных задач музыкального воспитания и профнепригодны для этого в принципе.
9. Целью начального музыкального воспитания является первичное приобщение детей к миру музыкальной культуры в его высокой традиции, которая сосредоточена в профессиональной музыке и фольклоре. Недопустима девальвация его произведениями обиходного развлечения и эстрады. Целью начального музыкального воспитания также является пробуждение первичной музыкальности и креативности, а также развитие музыкальных способностей и музыкального восприятия как основы общения с музыкой.