РАННЕЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО МЕТОДИКЕ ЭДИТ НОТДОРФ

  Международная научно-практическая конференция
«Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года 1
УДК 373.2:78+811.112.2
А. Я. Минор, Н. Н. Минор
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
РАННЕЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО МЕТОДИКЕ ЭДИТ НОТДОРФ
В статье речь идет о комплексном подходе немецкого музыкального педагога и композитора Эдит Нотдорф к раннему музыкальному воспитанию детей млад- шего возраста, который включает в себя знакомство с музыкой, детское музи- цирование при помощи инструментов Карла Орфа, игру, направленную на ко- ординацию движений, рисование, как один из компонентов эстетического вос- питания детей.
Im Beitrag ist die Rede von dem komplexen Herangehen der deutschen Musikpäda- gogin und Komponistin Edith Nothdorf an die frühe Musikalische Erziehung der Kinder im Vorschulalter. Diese Methode beinhaltet eine Einführung in die Musik, das Musizieren mit den Orff-Instrumenten, Spiele, die zu einer besseren Koordinati- on der Bewegungen der Kleinkinder beitragen, das Malen, als eine der Komponenten der ästhetischen Erziehung der Kinder.
Ключевые слова: Раннее музыкальное воспитание, комплексный подход к воспитанию, дети, игра, движение, рисование, координация движений, музы- кальная сказка, инструменты Карла Орфа.
Musikalische Früherziehung, komplexes Herangehen an die Erziehung der Kinder im Vorschulalter, Spiele, Bewegungen, Malen, Koordination der Bewegungen, musika- lisches Märchen, Musikinstrumente von Karl Orff.
В современных условиях стандартизации образования, в мире, стремя- щемся к глобализации, особое значение приобретает эстетическое образова- ние, в частности музыкальное воспитание подрастающего поколения. Пред- лагаемое исследование посвящено возможностям раннего музыкального вос- питания детей на материале комплексной методики известного немецкого музыкального педагога и композитора Эдит Нотдорф. Песенный материал данного композитора может использоваться также в обучении детей немец- кому языку, о чем свидетельствует опыт применения данного материала в практике билингвального обучения.
Эдит Нотдорф – известный музыкант, педагог, поэт и композитор, роди- лась 6 января 1934 года в Риге, с 1939 года проживала в Германии. Музы- кальное образование Эдит Нотдорф получила в Шверинской консерватории, затем была оперной певицей в театрах Грайфсвальда и Ростока, работала в кукольном театре г. Вупперталя, позднее обучала детей пению и игре на фор- тепиано
          Международная научно-практическая конференция
2 «Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года
Её способность понять духовный мир ребёнка, внимательное наблюде- ние за развитием детей, стремление разбудить и развить у детей любовь к му- зыке побуждало её искать новые методы и формы работы с учётом индиви- дуальных способностей детей. Всё это способствовало созданию новой мето- дики музыкально-эстетического воспитания ребёнка.
У Эдит Нотдорф возникает желание создать свою музыкальную школу. К счастью, она находит понимание и поддержку своей идеи у общественно- сти и мэра города Баргтехайде. И в 1970 году была основана специальная го- родская школа раннего музыкального воспитания детей. Вскоре эта школа, которой было присвоено имя известного композитора Карла Орфа, стала по- пулярной далеко за пределами Северной Германии (сейчас эта школа названа именем Эдит Нотдорф).
В 1981 году было издано её учебное пособие Singen und Spielen für Kinder (Пение и игры для детей), состоящее из четырёх частей (Книга для учителя, Сборник песен, Задания для самостоятельной работы детей и кас- сета с музыкальными примерами). Учебное пособие содержит комплексную и последовательную систему раннего музыкального воспитания детей.
В 1990 году Эдит Нотдорф проводит в Алма-Ате семинар по раннему обучению детей музыке. Здесь её методика получила высокий отзыв у участ- ников семинара и в Институте иностранных языков. Особенно важно было то, что эта методика могла использоваться при раннем обучении детей не- мецкому языку через пение и игры в детских садах и начальной школе.
Далее последовали семинары в Москве, Омске, Акмоле, Славгороде и Саратове. В 1995 году она вместе со своим мужем Георгом (известным ди- рижером и контрабасистом) проводит школу мастерства по подготовке муль- типликаторов по авторской методике на базе гимназии No 1 г. Саратова, в ко- торой участвовали школьники, музыкальные руководители дошкольных и школьных заведений многих городов Поволжья, преподаватели и студенты музыкально-педагогического факультета.
В 1995 году в Москве выходит её книга Пение и игры для детей на рус- ском языке в переводе А. Минора. Все песни, рифмовки, музыкальные при- меры, пословицы, поговорки и скороговорки, то есть весь языковый матери- ал даётся на двух языках, немецком и русском.
В 1997 году литературное агентство «Варяг» издает ее новый сборник пе- сен Когда ёжик спать идёт в переводе А. Минора. Песни очень близки детям, как по тематике, так и по музыкальным средствам. Это песни-истории о ма- леньком ёжике, о печальном жирафе, о слоне, мечтающем о том, чтобы попасть в дом к детям, о белочке, о беседе улиток, о свадьбе комаров и многом, многом другом. Слова и содержание песен как бы подслушаны автором у детей, кото- рые в своих фантазиях наделяют животных и насекомых умением разговари- вать и вести себя как люди. В сборник вошли песни о традиционных немецких праздниках, шуточные песни, песни-дразнилки. Все они имеют воспитательное
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

  Международная научно-практическая конференция
«Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года 3
и дидактическое значение. Это и забота о бабушке, о своих игрушках, об оди- ноких животных и зверушках, о путешествии и об ответственности за сохране- ние природы. Здесь же много весёлых и задорных песен, приглашающих детей к танцам. Все песни этого сборника были записаны в исполнении детского хора «Schola cantorum» г. Лейпцига под руководством Экхарда Будровитца и изданы издательством ERES (Lilienthal / Bremen) в 1996 году.
Несмотря на это, методика Эдит Нотдорф пока еще недостаточно из- вестна в России, хотя лежащий в ее основе комплексный подход к раннему музыкальному воспитанию, включающий в себя не только обучение музыке, пению, но и обучение движениям, рисованию, использование инструментов Карла Орфа, а также инструментов, которые могут смастерить сами дети, имеет огромный успех в Германии. Данная методика сопоставима, вероятно, лишь с системой музыкального образования такого выдающегося педагога- музыканта, как Карл Орф.
Следует также заметить, что весь музыкально-песенный материал учи- тывает возрастные и психологические особенности детей. Большое значение в методике Нотдорф придается игре ребенка, которая включает в себя не только музицирование, но и действия с игрушками, среди которых погре- мушки, бубенцы, бумажные шарики, обручи и скакалки, а также самые про- стые музыкальные инструменты (треугольник, барабан, цимбалы, ксилофон, колокольчики, бубенцы на ленте, бубен, треугольники и многие другие инст- рументы К. Орфа).
Первые годы жизни имеют решающее значение для развития вырази- тельных способностей голоса и речи.
Большое значение Нотдорф придает голосу человека, считая его самым многосторонним и выразительным органом. С его помощью можно передать не только мысли и чувства, он одновременно является и нашим есте-
ственным музыкальным инструментом. Пение ‒ самый древний способ ис-
полнения и передачи музыки. Число тех, кто не может петь, очень невелико, причем главной причиной этого является зачастую какой-либо недостаток в голосе, слухе и опыте. Но это не имеет ничего общего с немузыкальностью человека. Маленькие дети, речевые органы которых еще недостаточно разви- ты, воспринимают звук поющего лучше. Поэтому выбор песен, и особенно для маленьких детей, очень важен. Серьезной предпосылкой для развития ребенка является, как говорит Нотдорф, то, что элемент игры должен при- сутствовать во всех видах деятельности, причем в этом должны участвовать все чувства ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние и моторика тела.
В методике Нотдорф игра ‒ это не пустое времяпрепровождение. Время,
«потраченное» на игры, является естественной формой учебы ребенка. В иг- ре ребенок «открывает» себя и окружающий его мир, учится вести себя в этом мире. В процессе обучения взрослые должны всегда отводить время для
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

Международная научно-практическая конференция
4 «Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года
игры ребенка, чтобы он мог сам упражняться в познании мира, осваивать различные виды деятельности и навыки социального поведения. Целостное развитие ребенка протекает, начиная с самого простого диалога со взрослы- ми или пения вдвоем с помощью таких игр, как Десять маленьких пальчиков или скакания на коленях у взрослого Скачи, скачи, всадник (Hopp, hopp Reiter), с помощью песен, где многократно повторяются слова, например, Пеки, пеки пряник (Backe, backe Kuchen) и других игровых песен.
В своем учебнике Пение и игры для детей (Singen und Spielen für Kinder) [Нотдорф 1995], в названии которого содержится главный методический принцип Эдит Нотдорф, основное внимание уделяется именно пению и иг- рам детей. Игры здесь, как правило, полифункциональны. Они служат разви- тию слуха, ритма ребенка, развитию координации его движений, помогают осваивать многие музыкальные понятия, например, такие как выразительное разнообразие темпов, воспроизведение и повторение трудных звуков и т.д. Они имеют также воспитательное значение. Дети невольно связывают про- стые музыкальные понятия с конкретными игровыми действиями. Они учат- ся соотносить друг с другом такие вещи, как быстро и медленно, высоко и низко, тихо и громко, краткие и долгие звуки и др.
Назовем некоторые песни, которые говорят о многом ‒ На окошке навер- ху, Просьба к солнцу, Просьба к облаку, Туманы, Улитка, Развевает ветер; иг-
ры – Зайчик в своей норке, Езда на автомобиле, Что творится на лугу, Желез- ная дорога, Цирковой фокус, Громко ‒ тихо, Роза ‒ колокольчик, Эхо, Кот и
мышь, Кто в башенке сидит, Зоопарк; упражнения, рифмовки, считалки – Цвети, цвети, цветик, Пеки, пеки, пряник, Конь ретивый, Тебе и мне, Цзинь, цзинь, Японский мяч, Кукушка-болтушка, Маленькая мышка, Мой мяч, Шел
сутулый старичок; сказки-инсценировки, песни-инсценировки, истории ‒
Великан без расчески, Рапунцель, Снегурочка, Прожорливый медвеженок и три омлета, Крот, История о красном, Полет в самолете, Сон Тони о волшебном ключе в трех частях, Гроза и многое другое. Благодаря игровым ситуациям и исполнению ролей развивается воображение ребенка, а воображение является основой движения и исполнения многих ролей.
Так, например, в игре Пожарные тушат пожар дети делятся на две группы, одни работают, другие являются добровольными помощниками. По звуку сирены (этот звук дети издают голосом, педагог показывает рукой движение звука) дети собираются в «пожарное депо», «одевают спецодежду, шлемы», берут «шланги», едут с «включенным сигналом» на место «пожара» (поют та-ту-та-ту, изображая сирену) и «тушат пожар» (издают свистящие звуки при тушении). Затем «едут назад».
Эдит Нотдорф говорит о том, что первый опыт практического освоения исполнения начинается с погремушки в детской коляске или кроватке. Ма- лыш узнает и «понимает», что при обращении с предметами они издают раз-
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

  Международная научно-практическая конференция
«Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года 5
личные шорохи и звуки, например, при разрушении башенки из кубиков или при ударах в металлическую кастрюлю. Если при этом ребенок еще и поёт, то получается уже, так сказать, «исполнение с аккомпанементом». По мне- нию Эдит Нотдорф, эти несколько примеров делают ясным, как важно для ребенка не мешать ему в таких занятиях, даже если это действует взрослым на нервы. Дети имеют более широкое представление о музыке, чем взрослые, что, к сожалению, не учитывается многими взрослыми.
Эдит Нотдорф обращает наше внимание на то, что благодаря накоплен- ному опыту о свойствах и качествах звуков у ребенка появляется потреб- ность в упорядочении звуков и тонов, причем эта потребность свойственна ребенку с рождения, и она служит формированию навыков ориентации в ок- ружающем мире, которые просто необходимы ребенку.
Нотдорф опиралась в своих поисках на Марию Монтессори (1870— 1952), одного из великих педагогов нашего времени, которая подчеркивала, что для ребенка порядок, упорядочение являются тем, чем для нас является почва, на которой мы стоим; это то, что для рыбы вода, в которой она плава- ет [Монтессори, 1912]. В раннем детстве человек обучается умению ориен- тироваться, которое необходимо ему для его последующих открытий. Чем раньше у ребенка начинает формироваться способность широты восприятия, тем больше у него шансов обогатить свою жизнь музыкой. Эдит Нотдорф отмечает решающее значение отношения родителей к ребенку. Желательным и необходимым является для ребенка инициатива от взрослых, но главной заповедью должно стать наличие как можно большего числа элементов игры во всем. Игры должны быть многообразными и содержать элементы из всех областей деятельности.
Следующим компонентом методики Нотдорф является рисование. По мнению Эдит Нотдорф, рисование делает ребенка свободным, раскрепощает его, оно относится к важнейшим формам выражения и накопления опыта. Общение с красками и бумагой, от первых каракуль до хороших рисунков, которые соответствуют возрасту ребенка, является одним из таких важных элементов. Примерно до третьего года жизни ребенок находится в своем вы- мышленном мире. Он живет, полностью подчиняясь движению и ритмам, ко- торые можно увидеть на его рисунках. Лишь после этого ребенок способен поддаться различным ассоциациям, навеянным тем, что он изобразил. Он может комментировать свои рисунки, например: «Это большая собака, у нее много-много ног для того, чтобы она могла быстрее бегать» и т. п.
Лишь четырехлетнему ребенку можно в соответствии с его уровнем соз- нания предложить тему для рисования. Ребенок находит свои слова, взрос- лый должен по возможности лишь исполнять роль слушателя или роль осто- рожно спрашивающего человека без типичных комментариев взрослых.
К сожалению, это не соблюдается почти никогда. Если ребенок уже в тоне взрослого уловил негативную критическую ноту, например в вопросе
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

Международная научно-практическая конференция
6 «Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года
«Что это значит?», или если взрослый без всякой задней мысли начинает сам комментировать, не дожидаясь объяснений ребенка, то это может привести к таким серьезным последствиям, как потеря уверенности в себе, нежелание рисовать, или породить апатию в ребенке.
Насколько большое значение имеет рисование для детей и взрослых, свидетельствует тот факт, что в лечебной педагогике рисование используется в терапевтических целях. При этом особое значение придается рисованию пальцем. Рисование раскрепощает ребенка! Оно особенно подходит для пре- одоления комплекса неполноценности и чувства страха. Это можно наблю- дать как у маленького ребенка, так и у ребенка в возрасте половой зрелости. Даже трудности в установлении контактов с окружающими могут быть пре- одолены с помощью рисования. Если ребенок в семье еще до детского сада имел возможность следовать древнейшей потребности человека «черкать и мазать», то он обязательно будет с большой охотой развивать свои способно- сти к рисованию. В семье ребенок в идеальном случае имеет только одного человека, с которым он имеет контакты. Но домашняя обстановка со всеми ее преимуществами не может заменить контакт с чужими детьми и взрослыми и, следовательно, не может заменить социализацию ребенка.
Содержание уроков очень разнообразно, для них характерна постоянная смена покоя и движения. В конце каждого занятия в программе предусматрива- ется рисование. Все рисунки детей по очереди вывешиваются на обозрение, а в конце курса возвращаются детям вместе с их домашними заданиями. Это доку- мент о развитии в течение двух лет с учетом многих художественных аспектов.
Целенаправленное общение с музыкой является, по словам Э. Нотдорф,
замечательным противовесом к беспокойству нашего времени, это ‒ целитель-
ное средство для души. Свыше 25 лет она стремилась решить эту задачу, пре- подавая в небольшом городе Баргтехайде детям-дошкольникам с 4-летнего воз- раста по своему учебно-методическому комплексу, который побудил ее писать детские песни на свои стихи.
Музыкальные занятия в ее школе проводились 1 час в неделю в течение двух лет группами по 8-10 детей. Только в таких маленьких группах возмож- ны индивидуальный подход и развитие способностей каждого ребенка. Большое значение имеет не только музыкальное развитие, но и развитие их как личности. Путь к художественному или музыкальному развитию про- текает на основе игровых элементов и учитывает заложенные в ребенке ин- дивидуальные способности. Главная задача — завоевать и сохранить доверие родителей и детей. Получить такой подарок нелегко. Родители должны да- вать свободу детям, не одергивая их. Они должны доверять учителю и ве- рить, что их ребенок что-то может. Это дается многим родителям нелегко. В первое время учителю приходится выступать в роли посредника между роди- телями и их детьми. Родители хотят, чтобы их дети сразу же все узнали, и атакуют детей вопросами: «Ну, как сегодня? Что вы делали? Было интерес-
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

  Международная научно-практическая конференция
«Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года 7
но?» Многие дети не могут или не хотят отвечать сразу. Родители должны научиться «ждать» и слушать своего ребенка, ведь часто дети начинают рас- сказывать без всякой связи и неожиданно для взрослых. Контакт между педа- гогом и родителями должен, особенно в дошкольном возрасте быть постоян- ным, чтобы своевременно решить разнообразные проблемы.
На занятиях в школе Эдит Нотдорф принципиально нет места давлению ни в разговоре, ни в пении, ни в исполнении или рисовании. Нужно всегда
только предлагать! Терпение ‒ вот волшебное слово! На занятиях, естествен-
но, могут быть выработаны только начальные стимулы, которые должны до- ма развиваться дальше. Поэтому сотрудничество с родителями весьма важно, оно помогает также укреплять дружбу между ребенком и взрослыми. И дове- сти их до приятного общения.
В домашних заданиях и на занятиях исходным пунктом является не погоня за успеваемостью, а осторожная помощь в развитии способностей ребёнка. При таком подходе можно многого достичь, но не обязательно, чтобы это было дос- тигнуто. Маленькие домашние задания помогают закрепить пройденный ранее на занятиях материал. Естественно, дети еще не могут понять смысл упражне- ний, поэтому родители должны постоянно «предлагать». Они должны найти время, подходящее для их ребенка. Это настолько индивидуально, что нельзя выработать какое-то правило. Важным является непрерывность действия такого подхода родителей и педагогов, повторение знакомого материала играет суще- ственную роль не только в дошкольном периоде.
Важно стремление ребенка выполнить задание, а не результат. На пер- вом году обучения дети двигаются в пентатонической области без полутонов. Они знакомятся с пятью тонами аудитивно (на слух) и визуально. Они изу- чают самые простые ритмы, могут их воспроизвести и даже записать не только графически, но и традиционным нотным письмом...
Для занятий музыкой используются все инструменты, предложенные Карлом Орфом, причем металлофон (в Германии чаще этот инструмент называ-
ют – глокеншпиль ‒ за тонкое звучание металлических пластинок) имеет особое
значение, потому что благодаря его долгому звучанию он дает детям больше времени для слушания. На слух дети различают после первого года обучения все инструменты Орфа, такие как палочки, колокольчики, металлофон, ксилофон, а также ритмические инструменты треугольник, тарелки, литавры, деревянные звучащие палочки, различные барабаны и, наконец, фортепиано.
Инструментарий К. Орфа очень хорошо подходит для того, чтобы увлечь на занятиях как детей, имеющих предварительную музыкальную подготовку, так и новичков в области музыкального воспитания. Музыкальные палочки как инструменты, естественно, быстрее осваиваются детьми, прошедшими школу раннего музыкального обучения, чем другими. Но радость от совместного му- зицирования благодаря различным возможностям ритмических инструментов и
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

Международная научно-практическая конференция
8 «Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года
для неподготовленных детей очень большая. Многие охотнее бьют в барабан, чем пользуются каким-либо мелодическим инструментом. Постепенно все дети переходят на более высокий уровень исполнения. Например, музыкальная сказ- ка Гроза в исполнении детей не мыслится без инструментария К. Орфа. Они с помощью них изображают звуки леса (птичек, ручейка, дятла), приближение грозы (солнца, молнии, капли дождя, ветра).
С помощью песен на движение, таких как, например На окошке на верху, разнообразных игр на движение закрепляется постепенное понимание понятий
«высоко ‒ низко», «спереди ‒ сзади», «между», «правый ‒ левый». Целесооб-
разным является и привлечение таких естественных инструментов как хлопанье в ладошки, по коленям, хлопанье по воде, топанье ножками. В качестве приме- ра можно привести песню Мы в ладошки хлопаем, или песню, развивающую голос, На крестьянском дворе, в которой дети должны подражать голосам жи- вотных. С помощью движения можно охватить все: ритмическое развитие, дол- готу и силу звука и др. Дети почти на каждом уроке реагируют на музыку раз- личными движениями – бегают, маршируют, прыгают. Это упражнения на раз- витие реакции.
Движение как естественное состояние развития маленького ребенка хо- рошо отражено в песнях – Мы в ладошки хлопаем, Пир ведьм, К нам иди, Иг- рушечный поезд, Когда в лесу гуляю я и др.
Эдит Нотдорф приводит примеры для определения недостатков в мотори- ке ребенка и предлагает на занятиях много упражнений для их исправления. Ре- бенок, например, должен уметь балансировать на канате, разложенным на полу, прыгать на одной ноге, показать ловкость движений, правильно держать палоч- ки барабана, координировать движение рук и ног при ходьбе, владеть телом при освоении темпов (скорости) движения: бежать, останавливаться, делать плав- ные движении при приветствии, стать маленьким или большим и др.
Большое значение придаётся развитию умений владеть своим телом, что помогает выявить у детей скрытые физические недостатки, на которые родители иногда не обращают внимания. Это позволяет в свою очередь уже в раннем возрасте избавиться от таких недостатков.
Таким образом, удается объяснить детям даже абстрактные вещи. Развитию положительного отношения детей к абстрактным терминам способствует то, что они балансируют на канатах нотных линий, прыгают между линиями, живут в «нотном домике» сами изображают ноту. Такое же значение имеют пословицы,
рифмовки, игра ‒ изображение, импровизация. Волшебным образом на детей
действует переживание, восприятие мира музыки как заколдованного мира. Им- провизация, т.е. способность обращаться творчески с имеющимся материалом, является важной составной частью музыкального воспитания. Она, таким обра- зом, является средством развития творческих способностей. В качестве примера импровизации можно привести следующие задания: продолжение или изменение
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

  Международная научно-практическая конференция
«Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года 9
текста; изменение мелодии с помощью дополнения музыкальной фразы при во- просе ‒ ответе в диалоге голосом и инструментом; различные варианты игры на
инструментах; хлопанье в ладошки и по коленям, хлопанье по воде, топанье ножками как упражнение при диалоге; выбор цвета и формы при рисовании, на- пример, «громкий – тихий» рисунок; изготовление предметов, производящих шумы и звуки, в качестве новых музыкальных инструментов с характерным зву- чанием из различного материала.
Итогом всего сказанного является важность такой организации дошколь- ной программы. В детях невольно пробуждается желание участвовать и творче- ски подходить ко всему. Благодаря этому дети в состоянии находить выход из различных ситуаций, которые готовит им дальнейшая жизнь. Легче решаются проблемы, так как дети могут видеть их с различных сторон и сами найти ре- шения.
В конце двухлетнего обучения в заключительной инсценировке музы- кальной сказки Сон Тони о волшебном ключе, которая содержит материал двух лет обучения, для каждого ребенка находится какая-нибудь роль. Важ- ным является то, что дети совместно музицируют, вместе поют и играют, они впервые выступают перед публикой. За два года дети с помощью игры ста- новятся способными свободно и независимо вести себя на сцене. Это вели- чайшая подготовка к школе.
Значение раннего музыкального образования для подготовки к началь- ной школе трудно переоценить. Благодаря двухлетнему постепенному, по- стоянному духовному и физическому развитию закладывается хорошая ос- нова для учебы в школе. В течение этого времени за каждым ребенком ведет- ся интенсивное наблюдение.
Хотелось бы назвать еще один важный компонент методики Нотдорф. Все перечисленные выше пункты являются одновременно и средством про- филактики легастении, которую можно кратко определить как врожденное отрицательное отношение ребенка к чтению и письму на фоне общего нор- мального умственного развития. Дети, которые в дошкольном возрасте полу- чили возможность петь и рисовать, лучше подготовлены к школе, чем те, ко- торые не имели соответствующего обучения до школы.
По словам Эдит Нотдорф, дети, прошедшие курсы раннего музыкально- го обучения, являются радостью для педагога-музыканта. На такой основе можно более быстро осваивать какой-либо серьезный музыкальный инстру- мент и, таким образом, быстрее начать музицировать. Не все дети, которые посещали школу раннего музыкального воспитания Эдит Нотдорф, стали му- зыкантами, но они полюбили музыку, научились слушать и понимать её.
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

Международная научно-практическая конференция
10 «Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года
ЛИТЕРАТУРА
1. Нотдорф Э. Пение и игры для детей. Введение в музыку. 66 учебных шагов: Пособие для учителей и родителей / Пер. с немецкого А. Я. Минора. М.: Издание международного союза немецкой культуры. 1995. 174 с.
2. Нотдорф Э. Когда ежик спать идет. Новые песни для детей на немецком и русском языках. Пер. с немецкого А. Я. Минора и Н. Н. Минор. М.: Варяг. 1997. 83 с.
3. Форраи К. Пение в детском саду // Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Совет- ский композитор, 1983. С. 187 – 266.
4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. 2-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС. 1997. 384 с.
5. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. 1912.
6.Минор А .Я. Эдит Нотдорф – педагог и композитор // Э. Нотдорф. Когда ежик спать
идет. Новые песни для детей на немецком и русском языках. М: 1997. с. 6‒8.
  Электронная версия на сайте: http://hsjournal.org/conference/youth001
ISBN 978-5-904767-01-3

Другие интересные темы