Музыкальные занятия нужны ребенку, чтобы он вырос хорошим, умным и творческим человеком, чтобы жил в ладу с собой и окружающим миром. И тут нечего возразить, потому что человек — это и есть главный смысл любой гуманистической педагогики, которая включает в себя все вышеперечисленное. Образование XXI века давно определило важнейшую цель, которая звучит как воспитание «творческого человека в творческой среде».
И роль музыки в современном образовании огромна! Музыка это:
- эмоциональное познание, развитие эмоционального интеллекта;
- развитие способности к нестандартному мышлению, упражнения в элементарном творчестве;
- эмоционально-двигательное самовыражение;
- приобщение к духовному опыту человечества;
- переживание эстетических чувств, умение ощущать красоту мира;
- социальное общение и переживание чувства удовольствия;
- самопознание, общение с самим собой;
- психотерапия и психокоррекция;
- уникальное развитие возможностей мозга.
Таким образом, музыкальные занятия — это территория опережающего развития и воспитания творческого человека.
Музыка дает шанс каждому стать лучше, ярче, счастливее, удачливее, испытать успех и радость творчества, прожить более интересную и насыщенную жизнь. И это достойно быть высокой целью музыкальной педагогики!
Дети — источник благ? Или как оно есть на самом деле…
Можно ли предыдущий вдохновляющий список дополнить еще одним пунктом — тем, как понимают и реализуют музыкальное воспитание в наших детских садах? Едва ли.
Глубинная проблема заключается в том, как все мы — педагоги, методисты, администрация, родители — понимаем цель музыкального воспитания в детском саду и его роль в общем развитии детей. Если цель состоит в том, чтобы, используя обаяние детства, «показать, продемонстрировать, доказать, удивить, развлечь взрослых», — то это одна модель, со своей философией и принципами. Последние два десятилетия она широко бытует в нашей стране.
Если цель — «вдумчиво и постепенно развивать личность ребенка средствами музыки и других искусств», наблюдая и помогая каждому ребенку в его индивидуальном развитии, то это совершенно другая модель, основывающаяся на иных подходах.
Нынешняя ситуация с музыкальным воспитанием в дошкольных образовательных организациях (ДОО) — это маленькая национальная катастрофа: музыканты с великолепным музыкальным образованием вынужденно разучивают с детьми «попсу» для конкурсов! Когда-нибудь нам будет стыдно за десятилетия глупости и прямого вредительства развитию детей. К тому же, использовать профессиональных музыкантов в такой роли — это все равно, что микроскопом забивать гвозди.
Пафос современного гуманистического подхода заключается в простом девизе — «исходя из ребенка». Это значит, что любое действие педагога-музыканта должно быть обусловлено исключительно интересами детей — их природосообразным развитием, их счастьем, здоровьем и благополучием.
Именно этот подход реализует орф-педагогика, именно этим подходом необходимо руководствоваться во всех сферах дошкольного воспитания, включая, конечно, музыкальное. Для этого придется расстаться с очень многими уродливыми формами как обучения детей, так и руководства в ДОО.
Самое первое, что требуется сделать для исправления ситуации с музыкальным воспитанием: надо освободить музыкального руководителя от повинности зарабатывать баллы на «внешних рынках» для аттестации организации и премирования администрации. Музыкальный руководитель должен заниматься только музыкальным воспитанием детей в той логике и последовательности, которые он сам определяет на основе принципа «исходя из ребенка и для его блага». Эксплуатация талантов отдельных детей ради аттестации ДОО должна кануть в Лету.
К тому же никто не задумывается о тех детях, которых не берут по известным причинам выступать на различных фестивалях и конкурсах. Но именно здесь происходят невидимые преступления: большинство детей отвергают как неспособных и недостойных. Это медленно, год за годом, подрывает их самоуважение, оптимистический взгляд на мир, веру в себя и в свой успех. Дети, которых не берут выступать, получают психическую травму на всю жизнь! Почему молчат психологи именно тогда, когда они должны об этом кричать на всех перекрестках?
Я не понимаю и родителей, которые в этой ситуации тоже молчат. В европейских детских садах можно ездить выступать или всей группой детей или никак. По вышеуказанной причине. Никому даже в голову не придет взять на конкурс десять человек, а остальных не взять. За это вопиющее нарушение будет обеспечен суд с колоссальными штрафами. Поэтому и у нас участие в фестивалях и конкурсах «отдельными избранными талантами» должно быть в ДОО строго запрещено. Тогда фестивальная вакханалия умрет сама, как вредная и нежизненная. Надеюсь, что нам всем удастся застать это прекрасное время.
Также хотелось бы вновь увидеть в детских садах заведующих и методистов, которые понимают, где заканчивается их компетенция в области музыкального воспитания, и чем она минимально ограничивается. Я исхожу из понимания, что если музыкальный руководитель — это единственный специалист в ДОО, имеющий музыкальное образование, то все остальные должны воспринимать его, как профессионала. Тогда разговор с этим специалистом не выходит за рамки следующего: «Мы вам доверяем, потому что вы — профи».
К сожалению, сегодня музыкальный руководитель чаще всего слышит другое: «А я хочу, чтобы было так!» Подобные высказывания позволяют себе не только представители администрации всех уровней, но и коллеги-воспитатели. Они забыли, что музыкальный руководитель в ДОО реализует государственную программу по музыкальному воспитанию, а не пожелания окружающих взрослых. Программу, написанную опытными методистами-экспертами.
Они также забыли, что не знают смысла понятий «метрический пульс, остинато, бурдон, интонация квинты, пунктирный ритм, унисон, фальцетный регистр голоса». Но ведь именно потому, что в детской песенке все это есть, ее и выбрал музыкальный руководитель для развития детей.
Так и хочется сказать: уважайте профессионалов, их везде осталось мало! А еще лучше предоставьте профессионала самому себе, доверяйте ему, он знает, что делает. Советы профессионалам дают только профессионалы более высокого уровня.
Фрагмент из книги Т. Тютюнникова "Орф- педагогика в детском саду", М.: 2022 г.