Библиотека Драйв: теория и практика мотивации

(Перевод с англ. А. Таджурии ) Статья публикуется на сайте с разрешения автора и редакции журнала Orff-Shulwerk Information

Даг Гудкин - Преподаватель калифорнийской школы San Francisco School (США). Всемирно известный учитель, работающий по системе Орфа. Приглашенный преподаватель института Карла Орфа, где ведет летние курсы и специальные курсы повышения квалификации.

Главные интересы: связь между системой Орфа, джазом и этнической музыкой, а также холистической музыкой и физическим воспитанием в рамках исследования множественного интеллекта.

Автор ряда книг и соавтор серии Макмиллана «Share the music»

Моя внучка Зэди (2 года 9 месяцев) надевает сандалики, чтобы пойти на пляж. Она долго пытается продеть веревочку через маленькую дырочку. «Давай помогу», - говорю я. «Нет! – решительно отвечает девочка. – Я сама». Она настырно продолжает свое дело, совершенно не осознавая, что я начинаю терять терпение. И когда, наконец, ей это удается, она смотрит на меня с торжественной улыбкой. Я аплодирую. Мы оба светимся от счастья и гордости.

А на днях Зэди взяла краски и принялась что-то рисовать. «Смотри! – вдруг вскрикивает она. – Я нарисовала пятиугольник!» Я спросил, может ли она изобразить треугольник или квадрат, и предложил помочь. «Нет, - ответил ребенок. - Я сама!»

Зэди уже начинает получать удовольствие от самостоятельности, от ощущения, которое испытываешь, когда благодаря целенаправленным усилиям и настойчивости у тебя что-то выходит. На интуитивном уровне девочка уже осознает необходимость личной независимости, позволяющей отыскать собственные способы самовыражения. На интуитивном уровне она понимает цель своих действий. Почему она так сосредоточенно надевает туфельку? Просто, потому что песок горячий и может обжечь ноги. Почему она так настаивает на том, чтобы рисовать самой? Потому что творить - здорово. Она уже ощущает эту врожденную жажду самовыражения, которая проявляется во всем: рисует ли она, строит ли замок из песка, сочиняет ли песенку или рассказывает историю. Самостоятельность. Освоение материала. Цель. Зэди могла бы написать книгу о прелестях внутренней мотивации. Но Дэниел Пинк сделал это раньше нее.

Теория мотивации

Первый бестселлер Дэниела Пинка называется «Будущее за правым полушарием». Основная мысль этой книги сводится к следующему: в новом деловом мире требуется больше вопросов, чем ответов, больше новаторов, чем просто компетентных сотрудников. И это хорошая новость для преподавателей, работающих по методике Орфа: ведь мы занимаемся развитием творческого и гибкого мышления, воспитываем в человеке умение взаимодействовать с другими людьми, что, наконец, признали важным и нужным. И исходя из этого, в его новой книге идет речь о том, как создать на работе атмосферу, которая бы способствовала новаторскому мышлению и, соответственно, достижению на этой основе положительных результатов. Она называется «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует».

В начале Пинк в качестве примера рассказывает об эксперименте психолога Гарри Харлоу, который тот провел в 40-х годах прошлого века, изучая поведение обезьян. А в конце 60-х Эдвард Деcи, воспользовавшись методом своего предшественника, провел похожий опыт, но уже с людьми. В обоих случаях речь шла о задании, за выполнение которого одна группа приз получала, а другая - нет. Примечательным было то, что группа, которой приз не полагался, действовала лучше.

Ученые уже давно выявили два главных стимула. Первый – биологический, основанный на инстинкте самосохранения: голод, жажда, секс. Второй – внешний: наказание (кнут) и поощрение (пряник), которые традиционно практикуют религиозные и государственные институты, а также родители. Но сейчас при проведении таких экспериментов возникает третий вариант: внутренняя мотивация. Люди наслаждаются самостоятельностью, получают удовольствие от действий, необходимых для достижения результата, и в целом живут более осмысленной жизнью, имея перед собой достойную цель. Конечно, метод «кнута и пряника» может быть вполне эффективным для решения краткосрочных задач и довольно действенным в каких-то ситуациях, особенно с двухгодовалыми детьми. Однако поставленная во главу угла система наказаний и поощрений будет играть против нас. Пинк приводит многочисленные примеры офисов, школ и семей, где стимулируется внутренняя мотивация, и демонстрирует, что сотрудники в результате этого работают более продуктивно, школьники учатся лучше, а люди становятся счастливее. И он призывает нас создавать условия, способствующие развитию нашей врожденной мотивации.

Вот что он пишет в своей книге: «В современном бизнесе требуется не улучшение менеджмента, а возрождение саморегуляции... У нас в офисах и аудиториях очень много исполнительности, но совсем мало участия. Первое позволяет вполне сносно существовать, но по-настоящему жить - только второе».

Искусство в школах

В школах традиционно принято давать «голый» материал, не развивая воображение учащихся: грамматика, сложение, вычитание, список глав государств, даты важнейших баталий и т. д. Этот материал определяется либопреподавателем, либо школьной администрацией, либо он прописан в учебной программе. При этом критерий «что интересно самими школьникам» не учитывается. Иными словами, есть определенная планка, до которой ученик должен «дорасти», пользуясь проверенными методами: ему приходится читать, зубрить, выполнять письменные задания, проходить тесты, причем последнее – часто на основе конкуренции со своими одноклассниками. После этого преподаватель ставит, по своему усмотрению, оценку. А особенности школьников, их интересы и таланты, которые не вписываются в утвержденную программу, его не касаются.

Эти учебные стандарты опираются на устоявшиеся представления о том, что такое ребенок. Раньше пришедших в школу детей считали существами непослушными, которых необходимо дисциплинировать, невежественными, в которых необходимо «вливать» знания, ленивыми, которых необходимо мотивировать розгами. А сейчас наоборот: детей заманивают пряничком. Однако в обоих случаях школьник постигает науки отнюдь не из врожденного интереса узнать, как все устроено, и не из любви к учебе, которая впоследствии позволит ему сделать мир лучше. Точно так же программа не подразумевает, что школьник будет задавать вопросы из разряда «А зачем мне решать квадратные уравнения?» или «Почему я должен знать о войне 1812 года?» Но даже если он и задаст такой вопрос, то ответ учителя будет однозначным: «Потому что это будет на экзамене».

В такой обстановке идея самостоятельного выбора пути к знаниям и использования этой свободы для творчества, простирающегося за пределы получения знаний как таковых, расценивается как нечто радикальное. Ведь подход, при котором жажда освоения материала является достаточной мотивацией, для того чтобы действовать без таких стимулов, как наказание и поощрение, требует отказа от традиционных представлений о людях в целом и детях частности. И идея, согласно которой знания могут служить конкретным целям в реальной жизни учащегося, возлагает на преподавателя беспрецедентную ответственность. Одним словом, если бы концепция господина Пинка о том, что на самом деле мотивирует людей, была принята к сведению, то в школах бы произошли кардинальные изменения.

А что насчет искусства в образовании?

Возьмем самостоятельность. Суть искусства заключается в том, чтобы найти собственный способ самовыражения, подчиняющийся неким внутренним законам. Музыкант, писатель или танцовщик руководствуется своим внутренним восприятием мира, которое он выражает через песню, слово или танец.

Что касается мастерства (освоения материала), то представитель любой творческой профессии скажет вам, что тернистый путь в недра воображения сопровождается ежедневными многочасовыми занятиями, необходимыми для освоения и оттачивания техники, осмысления теорий и так далее. И главное, что мастерство в искусстве ни в коем случае не является опциональной составляющей. Наоборот, в нем вся сущность этого приключения.

И, наконец, цель (назначение). В настоящем искусстве цель только одна: делать то, без чего ты не можешь жить. Художник часто не способен контролировать свои импульсы, потому что он представляет собой своего рода инструмент для выражения нечто такого, что нужно миру. Потому что никто больше не может сказать, нарисовать, спеть или станцевать это так, как он.

Эти три ингредиента - основная движущая сила искусства, и они совершенно не учитываются в школах. Но тут в учебных заведениях появляется система Орфа, которая будто разбойник оказывается в городе, где живут законопослушные люди, и принимается проказничать. Сам Карл Орф со своими соратниками-заговорщиками приходит на собрание учителей, которые обсуждают, как пользоваться Интерактивной Доской, и начинает говорить об «освобождении сил нашего естества, пробуждении и постижении глубины вещей, раскрепощении силы духа» (перефразируя Доротею Гюнтер и Карла Орфа). И учителя пробуждаются ото сна, навязанного институционным мышлением, и вспоминают вдруг о своем давно забытом желании служить детям и прививать им любовь к своему предмету. Эти учителя умоляют специалиста системы Орфа: «Пожалуйста, покажите нам, как вы добиваетесь того, что дети приходят к вам на урок с такой радостью и уходят совершенно счастливыми». Исходя из трех стимулов, которые предлагает господин Пинк, ответ может быть следующим: «Во время урока мы вместе «ныряем в бассейн», и каждый ребенок пытается найти свой способ удержаться на воде. Когда я показываю им какой-нибудь фольклорный танец, где они должны повторять движения за мной, под конец я спрашиваю: «Как вы догадывались, когда нужно поворачиваться и идти в другую сторону?» Кто-то ответит так: «Вы поворачивались, когда в музыке звенел треугольник». Кто-то так: «Вы поворачивались через каждые шестнадцать шагов». Или так: «Я просто смотрел на вас». Или, наконец, так: «Как только вы доходили до этого места в комнате, я знал, что после этого вы развернетесь». Иными словами каждый «постигал мир» по-своему, руководствуясь своим чутьем. И это благодаря тому, что я не сузил их выбор до одного пункта, например: «Считаем до десяти и делаем поворот». На каждом занятии я даю им полную свободу самовыражения: «Найдите свой способ, как ритмически простучать свое имя», «Придумайте на основе того, что мы делали, свой танец под эту музыку», «Покажите, как вы будете читать это стихотворение: каким тоном, с какой фразировкой, в каком ритме, где будут расставлены акценты», «Сымпровизируйте на ксилофоне мелодию в пентатонике». Таким образом они демонстрировали мне свое мышление, свое понимание. Представляете, какое уважение чувствует к себе ребенок (как к мыслящему человеку, способному внести свой вклад в общее дело), когда ему дают достаточно самостоятельности, чтобы постигать и выражать вещи по-своему?

Я полагаю, желание делать все хорошо, является для них достаточной мотивацией. Бывает, дети «ведут себя плохо». Это часто случается, потому что, выполняя задание, они испытывают дискомфорт. Тогда я напоминаю им: «Я хочу, чтобы вы получили удовольствие от работы, проделанной хорошо, а не лишь бы как. Когда танец состоит из трех шагов и хлопка, любой дурачок может не рассчитать и врезаться в соседа. Но гораздо интереснее освоить эти шаги, научиться сохранять со своими одноклассниками ровный круг и хлопать одновременно в нужный момент. Ради этого мы здесь и собрались». Иногда я даже могу предложить им неожиданный и, конечно, приятный поощрительный приз: «Ребята, сегодня жарко, вы хорошо потрудились и, я вижу, уже устали. Но если мы сделаем еще один раз повторим танец, и сделаем это хорошо, то мы сможем закончить пораньше и сходить за мороженным». То есть элементы системы «наказание-поощрение» все же имеют место. Но основной стимул – это, естественно, удовольствие от хорошо проделанной работы.

И, наконец, я всегда (на каждом занятии и в течение всего года) очень четко проговариваю свои цели. Но наряду с этим я даю детям возможность самим выразить, что, по их мнению, является целью. И те простые вещи, которыми я с ними делюсь, становятся мерилом успеха для всего класса. Например, сказать: «Вы выделяетесь, а сейчас необходимо объединиться», - намного полезней, чем крикнуть: «Вы плохой класс». Вот некоторые пункты, на которые я обращаю внимание детей в нужный момент:

  • Объединяться (blend in) – становиться частью чего-то большего, чем вы;
  • Выделяться (stand out) – выражать свою уникальность (мышление, тело, сердце, голос);
  • Понимать, когда необходимо объединиться (хор), а когда выделиться (соло);
  • После занятий чувствовать себя лучше, чем до;
  • Петь песни, которые будут доставлять удовольствие и сейчас, и через восемьдесят лет;
  • Делать вклад в образовательный процесс (через ритуал, церемонию, исполнительство);
  • Получать удовольствие от своего дела;Создавать красоту;
  • Дарить миру что-то вдохновляющее.

Если дети с нетерпением ждут занятия по музыке, а после его окончания светятся от счастья, это потому что Карл Орф способствовал созданию артистичного образования. Он распознал главные составляющие искусства: самостоятельность, мастерство (освоения материала) и цель. Он выявил, что человеку необходимы свобода самовыражения, уважение и ощущение того, что ему есть применение. Он увидел, насколько ограничена система кнута и пряника. И в работе он отдавал предпочтение той форме искусства, которая освобождает, пробуждает и раскрепощает красоту, заключенную в каждом человеке. То есть он разработал комплекс идей, которые выросли в систему, приносящую сейчас столько радости детям и преподавателям во всем мире.

Написав свою книгу «Драйв», Дэниел Пинк, возможно, возобновил начатый когда-то разговор на более современном языке. Однако основа была заложена работой Орфа, Кетман и их последователей. Они сформировали новый взгляд, новое видение, использовавшееся на практике последние пятьдесят лет для развития у детей естественных импульсов. В руках артистичных и любящих преподавателей эти «сырые» импульсы становятся пластичным материалом, который можно осваивать и «раскрашивать в выразительные цвета» и таким образом украшать мир, изуродованный теми, кто был лишен возможности самовыражения, кто воспитывался и развивался там (школа, работа), где требовалось только послушание, где успех был возможен исключительно на казенных условиях, а цели диктовались вышестоящим руководством.

И если мы начнем менять установившийся порядок вещей, то эти революционные идеи могут привести к невероятным результатам. И если бы мир воспринял концепцию «гуманистического» образования, то у нас были бы основания надеяться на светлое будущее. И ради Зэди, мне хотелось бы думать, что это случиться.

Статья опубликована в Журнале Орф- Шульверк # 91, Winter , 2014. 

Автор: 
Даг Гудкин
← Библиотека