ПРОГРАММА
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ УЧЕБНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ЧАСЫ И ЧАСИКИ»
Элементарное музицирование представлено в Программе, как взаимо- связанная работа одновременно по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование. Именно сочетание этих видов музицирования отражает в целом суть любого занятия. Однако соотношение их по «весу» в структуре занятий, конечно, бывает разным. В моей педагогической практике менее всего уделяется времени подготовке к концертным выступлениям и репетициям. Обычно это занимает по 5 минут на двух занятиях, предшест- вующих празднику или концерту.
Соответственно, все остальное время посвящается учебному и творче- скому музицированию, во время которых и происходит знакомство детей с тем материалом, который затем может использоваться для их выступлений. Данная публикация подготовлена с целью сконцентрировать внимание на ме- тодике учебного музицирования.
Учебное музицирование — это обучение простейшим элементами му- зыкального языка и умению их практически применять. Это обучение проис- ходит в процессе работы над развитием у детей разносторонней музыкально- сти (в первую очередь, развитием чувства ритма, интонационного, звуковы- сотного и тембрового слуха). Главной целью учебного музицирования явля- ется формирование устойчивых слуховых представлений по основным выра- зительны средствам музыки и накопление у детей активных “словарей” му- зыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
Есть дистанция огромного размера между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим эту музыку са- мостоятельно, пусть в его партии есть только один звук. Поэтому созда- вая для детей условия, в которых они могут быть и чувствовать себя музы- кантами, могут реально вести себя как музыканты, мы более всего приобщаем их к музыке. Учебное музицирование подразумевает, прежде всего му- зицирование, но целенаправленное и специально организованное педагогом так, чтобы детям было интересно, легко, весело, приятно общаться друг с другом.
В нашей Программе есть раздел «Теория», смысл которого некоторы- ми педагогами понимается как заучивание детьми, приведенных там поня- тий: метрический пульс, сильная доля, тактирование. Однако следует под- черкнуть, что все, что в нем написано, адресовано только педагогу: он должен точно знать, каковы цели и задачи его практической работы с детьми. Дети же под руководством педагога музицируют, постепенно со- вершенствуя свои практические навыки и шаг за шагом продвигаясь к уме- нию быть музыкантами. Навыки детей — это их практические умения, спо- собность применять в музыкальной деятельности собственные слуховые и телесные представления о метре, ритмах, динамике, высоте звуков и т.д.
Следует, очевидно, пояснить педагогическую необходимость для де- тей телесных ощущений при знакомстве с элементами музыкального языка и музыки в целом. Она только на первый взгляд может показаться стран- ным новшеством. На самом деле, пониманию музыки помогают все мышцы нашего тела, реагируя на любой звук невидимым сокращением. Двигаясь под музыку, ребенок создает для себя «мышечный» словарь эмоций, которые он слышит и переживает в музыке. Словарь расширяется, а вместе с ним ста- новится полнее и совершеннее способность ребенка откликаться эмоцио- нально на музыку.
Нам уже приходилось писать, что в данном случае — по отношению к дошкольникам и младшим школьникам, имеются в виду простейшие виды движения, а не разучивание танцев со строго установленной структурой. Движения, используемые на занятиях, большей частью, импровизационны и вариативны. Очень желательно, чтобы повторения одного и того же ма- териала сопровождались небольшими изменениями в движении, звучащих жестах, использовании тех или иных инструментов.
Такая практика дает ребенку пример творческого поведения, которое будет заключаться в возможности варьировать и придумывать. Так учеб- ное музицирование естественно и органично переходит в творческое. Каж- дый педагог на своих занятиях может самостоятельно испытать способы их комбинирования, которых существует множество. Конечно, всегда хо- чется стремиться к балансу учебного и творческого в музицировании, но для обучения иногда целесообразно сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Представленный здесь материл «Часы и часики» можно рассматривать как модели для одного тематического занятия, более всего посвященного развитию у детей различных метроримических представлений и формирова- нию соответствующих навыков. Вместе тем, его полезнее распределить на несколько занятий (3-4), в течение которых знакомство с материалом будет происходить постепенно, учебное музицирование будет перерастать в твор- ческое. И в конце концов станет понятно, какие из этих моделей могут стать концертным номером и подойдут для праздников и выступлений детей. Весь материал может быть использован в работе с детьми 5-7 лет, а также со школьникам 1-2 классов.
***
ЧАСЫ И ЧАСИКИ
Методические рекомендации
Цели занятия: развивать у детей метроритмическое чувство, ощуще- ние темпа, используя речь, движение и игру на детских музыкальных инст- рументах. Дать представление о длинных и коротких звуках. Развивать вооб- ражение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассо- циативное мышление.
Можно начать занятие необычно: начните звонко равномерно цокать языком и спросите детей, на что это похоже. Если они быстро угадают, что похоже на тиканье часов, спросите их, какие это были часики (настенные, на- стольные будильник, большие напольные, башенные). Затем предложите им послушать другие часы: «поцикайте» быстро языком возле зубов. Снимите с руки свои наручные часы и каждому ребенку поднесите к уху, чтобы он по- слушал, похоже или нет.
Скажите детям, что сейчас вы их всех «заведете», и они будут тикать как настенные часы, а сами будете изображать маленькие наручные часики: задайте им умеренный темп (четвертными длительностями), когда дети будут уверенно вместе держать темп, начинайте сами «тикать» (восьмыми). По- слушайте с детьми это двухголосие несколько секунд. Затем предложите де- тям поменяться ролями. Впоследствии можно добавить бой башенных часов (половинными), исполняя его на тарелке или треугольнике с речевой под- держкой: «Бо-ом!»
Предложите детям приложить руку к груди, послушать, как стучит сердце. Ровно? Прочитайте им стихи:
У меня в груди, — вот тут, Слышишь? Часики идут. Звук их радостен и тих. Только кто заводит их?
Х. Рамуссен
Пусть дети покажут разными движениями, как у них бъется сердце, помогая метричной декламацией «тук-тук, тук-тук». Они могут касаться ла- донью, пальцами, любой части тела (колен, носа, лба, груди и т.д.), притопы- вать носком ноги, пяткой, раскачивать головой. Работая с детьми над моде- лями, вы будете с ними представлять и пытаться озвучить различные часы. Объясните детям, что внутри их тоже бьется «сердце», и каждые часы по- своему поют известную песенку «Тик-так».
«Будильник» — песенка-распевка. Спойте детям песенку со звучащи- ми жестами в конце и попросите угадать, о каких часах в ней идет речь. Пусть они подумают, на каких инструментах можно изобразить звон будиль- ника. Здесь желательны творческие, нетрадиционные решения, например, в металлическую банку или ведерко сложить маленькие пластиковые шарики, бусинки и ими греметь. Хорошую имитацию треска будильника можно сде- лать с помощью вращающейся трещотки (русский народный инструмент).
С пьесой М. Дробнера «Будильник» предложите детям игру — «утрен- нюю пантомиму». Пусть они вспомнят, что нужно утром быстро сделать, по- сле того, как прозвенит будильник, чтобы собраться в детский сад (умыться, почистить, зубы, причесаться, одеться, все на себе поправить, обуться и т.д.). Можно насмешить детей, быстро-быстро проделав все эти действия как кро- шечную сценку. Дальше предложите им все «заснуть», под звучание пьесы, «проснуться» с первыми звуками будильника и, пока он звенит, проделать утреннюю пантомиму, импровизируя свои действия (в ускоренном темпе). На последние звуки пьесы дети должны закончить «сбор» в детский сад и при- нять позу готовности к занятию (например, сесть или встать спокойно). Вре- мя звучание будильника регулируйте самостоятельно.
«На стене часы висели» —речевая игра, над которой полезно порабо- тать несколько занятий, используя ее различные варианты. Некоторые из них предложены здесь. Игра развивает у детей слуховые представления о равно- мерной метрической пульсации, длинных и коротких звуках (четвертные и восьмые).
Забавные кухонные часы с кукушкой могут рассказать очень много: например, о своей незаметной, но такой важной работе и о том, как ночью на кухне шалят мышки.
На стене часы висели: «Тик-так, тик-так».
Тараканы стрелки съели: «Тик-так, тик-так».
Мыши гири оторвали: «Тик-так, тик-так».
И часы ходить не стали: «Тик-так, тр-р-р-р-р...»
В самом начале продекламируйте потешку со звучащими жестами, предложите детям повторять за вами текст по строчкам как «эхо», точно ко- пируя и ваши действия руками. Расскажите детям, что часики на стене долго не ломались, они все тикали и тикали, пока мышки не оторвали гири. По- следний такт — тремоло обозначает, что часы в конце концов сломались, из них выскочила пружинка. Последующие ступени разучивания и работы с данной моделью могут быть такими:
1) На слова «тик-так» добавляются инструменты.
2) Декламировать двумя подгруппами, каждой со своими инстру- ментами.
3) Исполнить потешку как ритмодекламацию с музыкой Я. Медыня.
4) Декламировать потешку с другими вариантами звукоподражаний (приведенные здесь придуманы детьми на занятиях):
На стене часы висели :
«Тик-так, тик-так». (Пальчиковые тарелочки)
Тараканы стрелки съели: «Хрум-трак, хрум-трак». (Рубель)
Мыши гири оторвали: «Дерг-бом, дерг-бом». (Тарелка)
И часы ходить не стали:
«Динь-стон. Динь-стон» (Треугольник)
«Часы» Н. Соколовой — двигательные импровизации. Дальнейшую ра- боту с выше приведенной потешкой целесообразно предварить очень интересной для детей импровизационной игрой. Расскажите им что внутри музы- кальной часов есть много различных шестеренок, которые двигаясь, и созда- ют ту музыку, которую мы слышим. Предложите каждому из них стать такой «шестеренкой» и подражать однообразному движению внутри механизмов. Каждый ребенок должен импровизировать свой вариант, использую движе- ния рук, ног, головы, туловища. Сопровождайте импровизации детей испол- нением песни М. Соколовой.
Варианты: — 1) работа в парах: «шестеренку» изобразить вдвоем, коор- динируя своя действия в процессе импровизации; 2) сделать «шестеренку», стоя или сидя в кругу, также координируя действия друг с другом, пытаясь угадывать желания партнеров.
Позже 2-3 ребенка могут сопровождать движения группы на инструмен- тах, подбирая подходящие. Например: треугольник и тарелка, коробочка, тре- угольник и металлофон.
Парная игра «Часики». Ее возможно показать детям только после то- го, как они сами поэкспериментируют с движением в предыдущей модели. В ином случае, «каналы» для развития фантазии и двигательного творчества будет сразу закрыты. Выполняя очень простые движения в парах, дети дек- ламируют потешку «На стене часы висели».
1-я строфа — дети , стоя друг к другу лицом, берутся за руки и выпол- няют движение «насос», поочередно опуская и поднимая соединенные руки. Обратите внимание детей, что движение должно быть легким, ненапряжен- ным. Можно одновременно покачиваться на носочках, поднимаясь то на пра- вый, то на левый.
«Тик-так» — расцепив руки, скрещивают пред собой горизонтально: то правая рука сверху, то левая (маятник).
2-я строфа — движение «насос».
«Тик-так» — движение «маятник» пред собой вертикально (чуть выше лица).
3-я строфа — движение «насос».
«Тик-так» — хлопки друг с другом.
4-я строфа движение «насос».
«Тик-так» — легкие шлепки по плечам друг друга. «Тр-р-р» — нажимая друг другу на плечи, присесть
Обязательно предложите самим детям придумать свои варианты дви- жений для игры друг с другом. Дайте им на это 5-7 минут времени, а затем устройте небольшой концерт — просмотр вариантов. Если подобные творческие минутки устраивать регулярно, дети с каждым разом будут придумы- вать все раскованнее и интересней. Не жалейте на это времени!
«Танец часов» — модель, по сути, является продолжением индивиду- альных и парных импровизаций данного занятия. Дети должны не только мышечно ощущать равномерность движений, но и уметь координировать их с партнерами.
Перед разучиванием модели пофантазируйте с детьми о том, что шес- теренки в часах, наверно, иногда устраивают для себя праздник, они тоже танцуют очень красивые танцы под свою «часовую» музыку. Спросите детей, как, по их мнению, танцуют детали в часах: «бегают» беспорядочно, сталки- ваются друг с другом или танцуют размеренно и спокойно? Предыдущие двигательные импровизации должны помочь им дать вполне осознанный от- вет, запечатленный в собственных мышечных ощущениях.
Часть детей (10-15) человек образуют круг и начинают двигаться в пра- вую сторону ровными шагами, четко, но негромко все время приговаривая «тик-так, тик-так». Это движение, сопровождаемое речью, продолжается до конца танца.
Другая часть детей (5-7 человек) сидит в кругу, вытянув вперед ноги и положив на них руки ладонями вниз. На фоне «тиканья» первой группы они начинают декламировать потешку «На стене часы висели», скользя попере- менно ладонями вдоль ног, сгибая и распрямляя их в коленях.
Один ребенок стоит в самом центре с двумя палочками в руках, рит- мично скрещивая их над головой.
Возможные варианты движения внешнего круга:
1) приставным шагом;
2) шаг вправо, затем шаг крестом — левая перед правой или сзади нее;
3) два покачивания — вправо-влево, два шага вперед, два шага назад, два шлепка по коленям.
Самым лучшим аккомпанементом к этому танцу будет «Маленькая ча- совая симфония» — см. ниже.
«Маленькая часовая симфония» — крошечная пьеса для 2-4 орфов- ских инструментов — ксилофонов и металлофонов. Первые четыре такта — это повторяемая часть, ее практически сразу могут играть дети, а следующие четыре такта может импровизировать педагог. Через некоторое время импро- визировать необходимо предложить группе детей, которые по очереди могут занимать место за инструментом, пока будет звучать первая часть пьесы. Для удобства разучивания оставьте на инструментах только необходимые для иг- ры клавиши.
«Анданте» Й. Гайдна — отрывок из второй части симфонии No 101 «Часы». Пьеса аранжирована для глокеншпиля и набора стеклянных (хру- стальных) стаканчиков разного размера и формы.2 Партия глокеншпиля мо- жет быть совсем простой, как написана, а может и импровизироваться детьми на трех звуках (соль-си-ре), если они получили этот навык в работе над ма- ленькой симфонией — см. предыдущую модель. Партия стаканчиков всегда очень увлекательна для детей. Их звучание зависит не только от самого ста- канчика, но также от палочки — деревянной, металлической, пластиковой. Необходимо лишь объяснить детям, что со стеклом следует обращаться осто- рожно, легко касаясь палочкой стаканчика.3
«Часы-куранты», пьеса В. Гаврилина. Работа над этой моделью ставит своей задачей развитие звуковой фантазии детей и знакомство их с графиче- ской (не нотной) записью музыки. Сыграйте пьесу, спросите их слышат ли они музыку, похожую на колокольный звон. Расскажите детям, что самые большие и важные часы поселились в городских башнях. Их низких голос должен разноситься далеко, по всем улицам города. Предложите детям озву- чить величественную музыку башенных часов на музыкальных инструмен- тах. Пусть подумают, какие инструменты могут украсить и дополнить эту пьесу. Кроме указанных нами в партитуре инструментов могут быть исполь- зованы треугольники, колокольчики разных размеров. Однако аранжировка с использованием арфы и металлофона позволяет обогатить пьесу звучанием глиссандо, которое особенно привлекательно звучит на детской арфе.
Спросите детей, как бы они могли зарисовать музыку, которую нужно играть на арфе и ксилофоне. Дайте им по листку бумаги и фломастеру и предложите «записать» партии этих инструментов. В случае необходимости осторожно намекните на возможное решение, но не подсказывайте прямо, иначе весь смысл задания пропадет. Рассмотрите рисунки детей. Обсудите их, выберите те, которые покажутся наиболее подходящими. Аналогичным образом нужно поработать над записью партии тарелки.
Только после этого можно показать детям запись, приведенную в на- шей партитуре. Ее необходимо нарисовать на большом листе бумаги толстым фломастером. Достаточно будет двух первых тактов, но обязательно с рисун-
2 Очень удобно использовать фужеры на ножках: расставив их на столике, закрепите круглую часть ножки на столе с помощью скотча. Этот столик может всегда находиться в музыкальном зале как инструмент без особых опасений.
3 См. также урок «Стеклянные звуки» в книге Т. Тютюнникова «Музыка 6-7 лет». Детский альбом, методи- ческое пособие и аудиокассета. — М.: АСТ, 1997-1998. ком самих инструментов. Обсудите, что обозначают стрелочки у волнистых линий в партии металлофона (играть вверх-вниз), что может значить заштри- хованная вилочка у тарелки (затухание звука).
«Есть часы во всех домах», муз. А. Островского. Этой песней можно закончить тематический урок, ее слова подводят итог большой совместной работе: «Очень всем часы нужны, мы их слушаться должны». Поговорите с детьми о том, что может случиться с ними и вообще в нашей жизни, если все часы остановятся.